Найти в Дзене
КУЛЬТУРА.РФ

5 самых известных конных памятников Петербурга

Оглавление

В классическом искусстве лошадь была одним из любимых животных большинства скульпторов. «Культура.РФ» рассказывает об известных конных памятниках Клодта, Монферрана и других отечественных мастеров.

Памятник Петру I

ПАМЯТНИК ПЕТРУ I ВОЗЛЕ МИХАЙЛОВСКОГО ЗАМКА. ФОТОГРАФИЯ: ГЕННАДИЙ СОЛОВЬЕВ / ФОТОБАНК «ЛОРИ»
ПАМЯТНИК ПЕТРУ I ВОЗЛЕ МИХАЙЛОВСКОГО ЗАМКА. ФОТОГРАФИЯ: ГЕННАДИЙ СОЛОВЬЕВ / ФОТОБАНК «ЛОРИ»

Самый первый памятник Петру I (сегодня его еще называют Коннетаблем) поручили создать Карло Бартоломео Растрелли еще при жизни императора. Петр лично заказал монумент в ознаменование победы над шведами в Северной войне.

Растрелли вдохновлялся триумфальными статуями римских императоров, поэтому сама скульптура получилась так похожа на конную статую Марка Аврелия в Риме. В 1725 году Петр I умер, а памятник так и не был закончен — работа над ним длилась до конца 1750-х годов. Ей руководил уже сын Растрелли — Франческо Бартоломео. Он предлагал установить монумент на площади перед Зимним дворцом, но получил отказ.

В 1799 году по указу Павла I монумент установили на площади перед Михайловским замком. Специально для памятника Федор Волков создал гранитный пьедестал, украшенный скульптурными барельефами с изображениями «Полтавской баталии» и «Битвы при Гангуте», выполненные под руководством Михаила Козловского.

Медный всадник

ПАМЯТНИК ПЕТРУ I («МЕДНЫЙ ВСАДНИК»). ФОТОГРАФИЯ: FOTOGRAFF / ФОТОБАНК «ЛОРИ»
ПАМЯТНИК ПЕТРУ I («МЕДНЫЙ ВСАДНИК»). ФОТОГРАФИЯ: FOTOGRAFF / ФОТОБАНК «ЛОРИ»

Памятник Петру Великому, который стали называть Медным всадником с легкой руки Александра Пушкина, был создан по заказу Екатерины II французским скульптором Этьеном-Морисом Фальконе. Изначально Екатерина видела памятник как статую Петра в облике римского императора с жезлом или скипетром в руке. Государственные сановники тоже предлагали варианты: Якоб Штелин советовал изобразить Петра в окружении аллегорий Благоразумия, Трудолюбия, Правосудия и Победы; Иван Бецкой — сделать фигуру во весь рост с жезлом в руках.

Однако Фальконе проявил настойчивость, и в результате Медный всадник получился таким, каким мы его знаем сегодня. Работа над памятником была долгой и кропотливой. Три года ушло на создание модели всадника: по просьбе скульптора гвардейский офицер ежедневно по много часов подряд ставил на дыбы императорского скакуна, а Фальконе зарисовывал его фигуру с натуры. Голову императора вылепила ученица Фальконе Мари-Анн Колло, а змею — Федор Гордеев. Отливкой статуи вместе с пушечных дел мастером Емельяном Хайловым занимался сам Фальконе. Наконец, в 1782 году на монолитной скале, известной под названием «Гром-камень», установили фигуру всадника. На постаменте было начертано «Петру Первому Екатерина Вторая лета 1782».

Нарвские ворота

НАРВСКИЕ ТРИУМФАЛЬНЫЕ ВОРОТА. ФОТОГРАФИЯ: АЛЕКСАНДР ЩЕПИН / ФОТОБАНК «ЛОРИ»
НАРВСКИЕ ТРИУМФАЛЬНЫЕ ВОРОТА. ФОТОГРАФИЯ: АЛЕКСАНДР ЩЕПИН / ФОТОБАНК «ЛОРИ»

Нарвские ворота были возведены в 1814 году в честь возвращения русских войск из Заграничного похода, где они одержали победу над Наполеоном. Так как ворота сооружались в спешке — они должны были исполнить роль триумфальной арки, через которую в город вошли бы воины-победители, — изначально их построили из дерева. Автором ворот стал Джакомо Кваренги, придумавший проект однопролетной арки с колесницей славы, запряженной шестеркой лошадей. Скульптурное оформление выполнил Иван Теребенев. Но через десять лет деревянные ворота обветшали и пришли в негодность — тогда было решено возвести новую арку из кирпича, облицованного медными листами.

Проектирование ворот поручили Василию Стасову, а скульптурные работы выполнили Петр Клодт, Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский. Они создали статую Победы с пальмовой ветвью и лавровым венком в руках, на колеснице, запряженной шестеркой лошадей. В нишах ворот расположили фигуры древнерусских воинов. Курировал строительство лично Николай I — он утверждал все скульптурные модели. В годы войны ворота сильно пострадали, но это не помешало им в 1945 году вновь стать триумфальной аркой: через них прошли воины-победители Великой Отечественной войны.

Арка Главного штаба

АРКА ГЛАВНОГО ШТАБА. ФОТОГРАФИЯ: АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВ / ФОТОБАНК «ЛОРИ»
АРКА ГЛАВНОГО ШТАБА. ФОТОГРАФИЯ: АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВ / ФОТОБАНК «ЛОРИ»

Первоначально арку Главного штаба должны были украшать две женские фигуры, держащие российский герб, — именно такой проект утвердил Александр I. Однако сменивший его на престоле Николай I решил сделать арку символом славы русской армии — тогда ее решили увенчать конной группой Победы. Скульптуру должен был сделать Александр Трискорни, но в итоге ее доверили отечественным мастерам Степану Пименову (он выполнил Нику и правого воина) и Василию Демут-Малиновскому (он создал коней, колесницы и левого воина). Расположение такой массивной скульптуры на вершине арки вызывало множество вопросов: если бы все фигуры были металлическими, монумент бы весил неподъемные 80 тонн. Тогда приняли решение сделать из чугуна только каркасы фигур, а сверху обложить их медными листами — это снизило вес в пять раз.

Аничков мост

АНИЧКОВ МОСТ. ФОТОГРАФИЯ: ЮЛИЯ БАТУРИНА / ФОТОБАНК «ЛОРИ»
АНИЧКОВ МОСТ. ФОТОГРАФИЯ: ЮЛИЯ БАТУРИНА / ФОТОБАНК «ЛОРИ»

Современный Аничков мост появился лишь в середине XIX века, хотя переправа на этом месте существовала с начала XVIII столетия. Знаменитые фигуры коней, украшающие мост по сторонам, выполнил скульптор Петр Клодт.

В 1841 году на мосту установили покрашенные гипсовые статуи — а бронзовые статуи были готовы через год. Однако тогда Николай I решил подарить их прусскому королю Фридриху Вильгельму IV, а на Аничковом мосту оставить гипсовые. Только через два года после открытия моста на нем появились новые бронзовые кони.

Впрочем, на этом эпопея со статуями не закончилась — еще через два года Николай II подарил их королю Сицилии Фердинанду II, а их место снова заняли алебастровые копии. Клодт решил воспользоваться этим и создал для моста новые скульптурные композиции — «Покорение коня человеком».

Автор: Лидия Утемова