Был сейчас в Лондоне. Вечер, сидим в кафе, ем большой стейк. Вдруг послание от бывшей жены. От первой жены. Говорит, что сломала очки, а ее оправа в России не продается, доставку ждать долго. Нужна ей только эта оправа, привыкла. «Поищи в Лондоне, очень прошу!».
И на следующее утро мы отправились искать. Был я со своей третьей женой. Но она совершенно не возражала, надо так надо.
В первом магазине оправы не было, во втором не было, уже прошли весь центр Лондона, и, наконец, в третьем была. Купили. Написал первой жене сообщение. Та была счастлива.
Да, несколько часов мы потратили на эту оправу. В то время как могли покупать что-то себе или вообще гулять в свое удовольствие. Мы в Лондоне всего на четыре дня. Но я не мог сказать бывшей жене: «Иди ты на фиг, нам не до того». Потому что мы дружим. Мы очень хорошие друзья.
Не стоит думать, что и расстались мы как тихие лапушки, посылая воздушные поцелуи друг другу. Нет. Это было лет десять назад и было довольно тяжело. Во всяком случае для меня. Тем более, что у нас дети. Подробности опускаю.
Дальше передо мной лежали два маршрута. Либо с бывшей женой не общаться совсем, ну свести к крайнему минимуму – сухо, только о детях. Либо попытаться отношения восстановить, но уже на новом витке.
От любви до ненависти один шаг, да. А мне предстояло сделать шаг от ненависти до дружбы. И это, блин, не один шаг. Это много сложных шагов, будто по трясине и минному полю одновременно.
Это заняло много времени. Она долго была не готова. Иногда я думал: «Да и черт с ней! Зачем мучиться?»
Но потом брал себя в руки. Потому что это нужно было для наших детей. И потому что это нужно было мне. Нельзя терять человека, который был тебе очень близок. И в расставании с которым ты во многом сам виноват.
Мне удалось. Занял процесс года два-три, не меньше. Но все-таки я терпелив, и могу этим гордиться.
Мы с ней теперь очень дружим. Дети уже совсем взрослые, самостоятельные, но мы дружим сами по себе. Иногда встречаемся, подолгу болтаем, нам вдвоем интересно. Мы настолько хорошо знаем друг друга, что понимаем не с полуслова, а просто с быстрого взгляда, с жеста, с усмешки. Иногда шутим синхронно.
У нее своя жизнь, у меня своя, мы финансово и психологически независимы. Но если бывшей жене нужна моя помощь – я сделаю что могу. Как для очень близкого друга. Например, пройду целый Лондон, чтобы найти ей очки.
Со второй женой то же самое. Тоже было непросто, тоже ребенок, тоже был период, когда едва разговаривали. Но потом оба пошли на сближение. Отбросив свои обиды и вздоры. И теперь она даже может попросить меня выгулять ее собаку вечером, если задерживается, мы живем совсем рядом.
Моя формула проста, и я как-то ее приводил: бывших жен не бывает. Они не просто часть твоей прошлой жизни – они часть твоего организма. Их надо беречь, их надо любить. Нет, совсем не той любовью, что раньше – иной. Простой, ясной и чистой.
И в какой-то момент ты поймешь: нет друга надежней и лучше, чем бывшая жена. А если их две – так совсем хорошо.
Нет, я вовсе не единственный такой оригинал. Знаю немало людей, у которых превосходные отношения с бывшими, в гости ходят друг к другу. Молодцы.
Тут язвительно спросят: а что же третья жена думает про всю эту дружбу? Отвечаю: хорошо думает. Она знакома с обеими, прекрасно общаются. Скажу больше. В Лондоне именно она разыскала в интернете адреса магазинов, где должны быть нужные очки.
А если кому-то такое кажется странным – значит, у него проблемы со зрением. И с головой.
Алексей БЕЛЯКОВ