Найти тему

Дистанционное образование: беременность наоборот

Оглавление

Беременность - это развитие из почти ничего почти всего. Появление на свет совершеннейшего из известных нам существ. А что может быть противоположно беременности?

Математическая аналогия

Зайдем издалека, так получится ближе.

Как странно: функция, обратная линейной, выглядит совсем не линейно! Из прямой, наклоненной к горизонту, она превращается в кривую, да еще с разрывами!

Обратная беременность линейной функции
Обратная беременность линейной функции

По этой логике и "обратная беременность" должна выглядеть неожиданно. Что мы скоро и увидим.

О "сходимости" разных систем обучения

Я пишу о школе не ради критики, а для контрастности картинки. Для сравнения школы с ее антиподом - домашним образованием.

"Противоположности сходятся, сцепившись в непримиримой борьбе",- учили нас на лекциях по философии.

Любопытным на заметку: прямо на наших глазах происходит историческое событие, сходятся два антагонистических процесса - официальное и домашнее обучение.

То, что эти процессы - антагонисты - не сомневайтесь.

Чем больше людей перейдет на разные формы домашнего обучения, тем меньше потребуется учителей официальных школ. Ничего личного - диалектика. "Змея кусает собственный хвост", закон отрицания отрицания.

"Если гора не идет к Магомеду"

Если школа оставила за собой, в основном, тестирующие функции, то кто-то же должен заниматься обучением детей?

Хотя бы своих. Хотя бы дома.

О чем забыли профессора

Профессора диалектического материализма не предупредили нас, что важно оказаться на правильной стороне "схождения" в момент торжественной смычки.

Что такое домашнее образование?

Оно же семейное и заочное. Разница не в названиях, а в том, кто берет на себя ответственность за результат.

(Специально для критически настроенных: я в курсе, что смешаю разные понятия, закрепленные Законом "Об образовании в РФ" № 273-ФЗ. Но я стремлюсь выразить суть, поэтому иногда абстрагируюсь от формы.)

Образование либо не происходит в стенах школы силами учителей, либо происходит за ее пределами силами родителей. И это "две больших разницы", как говорили раньше в Одессе.

Информационный повод для понимания

Поводом для написания этой заметки послужило позавчерашнее сообщение СМИ о внеочередных 2-х недельных каникулах в Москве. Как только дети сдадут ВПР - так сразу и на каникулы!

"Совпадение? Не думаю!" (с)

Вы можете возразить: было заранее известно, что наступят холода и люди заболеют. Поэтому заранее и предусмотрели каникулы. Логично. Но:

  • во-первых, "заранее" ничего не предусматривали,
  • во-вторых, холода так и не наступили, вместо них пришла необычно теплая осень, "бабье лето".

Вероятность точного совпадения во времени столь сложных процессов почти нулевая. Понятно, что ВПРы необходимо было провести: оценивание - основа школьной системы. И понятно, что почти 9-месячным дистанционным "обучением" дело не должно было закончится ...

Дальше - интереснее ...

Дистанат - forever!

- "Ну и что плохого в дополнительных каникулах?"- спросите вы. "Это детская радость и возможность восстановить силы."

Но не все согласятся с этой трактовкой ...

Все хуже и хуже чувствуют себя родители, оказавшиеся не на той стороне "схождения". Те, кто дистанцируется от школы не добровольно, а по принуждению.

Внеочередные каникулы после очередных ВПР - очередной шаг к полному переходу на дистанционное "образование", к разрыву связи ученик - учитель, разрушению сути обучения.

Если проще, то образованию в школе наступает полный капут.

  • Те, кто ушли из школы осознанно, понимая, к чему все идет, заблаговременно взяли ответственность за обучение своих детей. И теперь они наблюдают за дистанцированием со стороны.
  • Те же, кого "дистанцируют" насильно, - паникуют. Они начали понимать, что "попали конкретно".

Я не иронизирую и тем более, не злорадствую.

Мне выгодно, чтобы меня и моих детей окружало больше нормальных, воспитанных, образованных, предприимчивых, спортивных и т.п. людей. Чему радоваться, если

деятели от образования вместо того, чтобы заниматься обучением, "поют хором" - по М. Булгакову. Проводят бесконечные проверочные, диагностические и т.п. работы. Вот от этого в образовании и наступает "разруха".

Не хочется думать, что в образовании одни недоумки (не путать с некоторыми учителями, выполняющими свою работу, которую в контексте происходящего можно назвать миссией). Не хочется ... А что делать?

Но мне кажется, что здесь замешано что-то другое ...

Школьная беременность наоборот

Беременность наоборот - это когда из чего-то получается ничто.

  • Так случается у кроликов - когда беременной особи не хватает пищи, ее беременность рассасывается.
  • Так случается и в некоторых обществах, когда не хватает ...

Чего? Думайте думать ...

... Беременность у людей длится около 9 месяцев, после чего тайное становится явным и на свет появляется то, что должно.

Около 9 месяцев назад, в марте 2020 г., детей и учителей массово разлучили. Между ними возникла пропасть, дистанция и "учить" стали на расстоянии.

Так что же становится явным? Куда тянутся ниточки управления нашим образованием?

Кто дергает за ниточки образования?

Если честно, то я не знаю. Но кое-какие уши выглядывают ...

... Около 3-х лет назад ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов сообщил, что "через 5 лет у нас вообще не будет живых лекций. Возможность личных консультаций останется, но все лекции будут переведены в цифру" (цитата по памяти).

Вот тогда и нужно было задуматься. Если даже у "них" не останется образования, то что же останется "нам"?

Кого тут винить?

Только себя.

"Они" ведь честно предупредили. Заранее.

А если кто-то не захотел прислушаться - это его личная проблема. Я, например, прислушался и практически сразу, как услышал предупреждение, перевел сына на домашнее обучение.

Почему рассасывается образование?

... В образовании происходит то же, что и у кроликов. Иногда рассасывание беременности у кроликов называют ложной беременностью и происходит это за несколько дней.

Образование рассасывалось дольше. Но процесс "обратной беременности" резко ускорился, подходя к финишной черте. Образование предыдущих 20-30 лет оказалось ложным.

У кроликов беременность рассасывается при недостатке пищи. А от недостатка чего рассасывается наше образование? От недостатка ума? Мне кажется, здесь что-то другое ...

  • Возможно, рассасывание настоящего образования происходит от недостатка квалифицированных рабочих мест. Которое - следствие кризиса мировой системы, основанной на модели расширяющегося потребления.
Помните министра образования Фурсенко (ныне - советника Президента) с его критикой советской системы обучения и провозглашением эпохи "воспитания квалифицированных потребителей"?
  • Возможно, образование рассасывается из-за усилившихся процессов расслоения на основе информатизации и роботизации. Квалифицированных специалистов теперь элементарно требуется меньше! Хотя не для всех это очевидно.

Так или иначе, мы оказались на новом витке спирали.

Замыкая круг и начиная новый ...

  • Еще не так давно, лет 200-300 назад образование было исключительно индивидуальным, домашним.
  • Позже, с развитием промышленности и увеличением нужды в более квалифицированных специалистах появились гимназии. Но сколько их было? Перед революцией в России их насчитывалось менее 200!
  • И только после революции - в очень короткий исторический промежуток времени возникло действительно массовое образование. Сначала была потребность страны, готовящейся к войне. Потом - запускающей в космос корабли и осваивавшей атом. Потребность существовала и она была велика.

И вот - новый виток, возвращение к тому, с чего начинали - на новом уровне.

Мы возвращаемся к индивидуализации образования, как бы мы его ни называли: семейным, домашним, заочным. Оно может быть любым, если обучением занимаются заинтересованные в успехе детей люди. Любым - но только не дистанционным. Связь ученик - учитель критически важна в обучении.

Так что - думайте, родители. Лучше чуть позже, чем вообще капут ...