Найти тему
Блог Гертруды

Новые правила Оскара - новый кодекс Хейса?

Не так давно премия "Оскар" выдвинула новые требования для своих номинантов. В каждой картине и в каждой съёмочной команде должно быть определённое количество женщин, нац- и прочих меньшинств... Правила многие уже окрестили цензурой, которая мешает искусству развиваться.

Сразу скажу, почему эта статья вышла с большим опозданием - мне было лень. Хоть в официальные требования эти правила превратили только сейчас, "Оскар" давно уже варился в этой атмосфере, выдавая статуэтки зачастую за наличие меньшинств, а не за качество самого фильма. Уже давно блогеры и журналисты обсосали эту тему во всех подробностях и высказали мнения, некоторые из которых совпадали с моим.

Но контент-план надо выполнять. К тому же мне пришла в голову мысль - сколько же отличных экранизаций не получили бы не то чтобы премию, но и вообще не были бы допущены к конкурсу, согласно новым правилам. Как один из моих любимых фильмов - "Властелин Колец", который получил в своё время множество статуэток и стал показателем прогресса в развитии кинематографа. Как "Унесённые ветром", которые были одним из лучших фильмов 20-го века, а теперь его едва ли не запрещают показывать из-за недостаточно негативного отношения к рабству.

Но таки к сути -

Картинка со стоков
Картинка со стоков

В начале всё того же 20-го века в тех же США существовал кодекс Хейса - набор правил, которому должны были следовать фильмы, если хотели получить себе право на широкий прокат и возможность участвовать в кинопремиях. Включая тот самый "Оскар".

Некоторые правила с точки зрения современного человека выглядят нелепо - нельзя упоминать бога в суе и без благоговейного придыхания, нельзя говорить положительно о сексе - только порицая его, нельзя показывать и даже упоминать оголённые телеса, особенно женские (даже показывать мужчину и женщину в одной постели не одобрялось), нельзя показывать священника комическим или отрицательным персонажем...

Некоторые правила из того же кодекса Хейса нынче выглядят полным антиподом нынешних - запрет на показ и одобрение межрасовых браков, запрет на показ однополых отношений, порицание атеизма...

Как и любая другая цензура, кодекс Хейса вызывал массу негодования у деятелей искусства. Так что к середине прошлого века было постановлено судом, что свобода слова распространяется и на фильмы тоже, и сей свод правил отменили.

Полвека спустя многие из этих правил стали считаться и вовсе незаконными. А ещё 20 лет спустя, кинематограф США выдумал для себя новый свод правил - те самые новые требования Оскара.

На мой взгляд, этот новый Оскар - такой же кодекс Хейса. Который точно так же через некоторое время будет признан ненавистной цензурой и отменён, а может и признан аморальным, как это случилось с прежними нормами американского кино.

Это превращает "Оскар" из премии за вклад в развитие кинематографа в премию за толерантность, из высшего признания кинозаслуг в местечковое собрание по интересам. Если бы это произошло внезапно, мне было бы немного жаль. Но поскольку эти правила формировались и негласно выдвигались уже лет 10, это уже не вызывает во мне сильного эмоционального отклика.