Мозг ли морочит нам голову?
В последнее время термин «мозг» стали использовать, как условно «действующий субъект» помимо нашего Я. Вопрос: разве легитимно такое применение термина «мозг» в психологии? Часто в лекциях и интервью можно услышать фразы «мозг подумал», «мозг ещё до нашего понимания принял решение» - одним словом мозг наделён ещё каким-то разумом, помимо того, что нам известен. Мозг – это орган тела, разве можно его обозначить неким «Альтер эго» или «серым кардиналом» нашей психики принимающим решения за нас и до нашего понимания? Эти представления, став убеждениями индивида могут приводить к ситуациям, в которых «мозг» становиться тем субъектом, на которого скидывают ответственность за принятие решений. А так как мозг воспринимается «умнее» нас, то индивид ещё и жертва. И уже были прецеденты, их озвучивала Черниговская в своих лекциях и интервью, когда в суде человек ссылался на действия мозга помимо его воли, а сам преступник вынужденный соучастник и жертва. Мозг в представлениях и убеждениях этих людей характеризуется и умнее, и главнее их - так можно начать и бояться своего мозга. Кто знает, что он там учудит, а нам потом расхлебывай. Такие представления могут формировать иррациональные убеждения и приводить к психическим расстройствам, девиантным формам поведения и «хитрым» способам избегать наказания. Убеждение что мозг умнее и решает за нас приводит к отказу от ответственности за свои поступки, поощряет бездумное поведение и потакание капризам. Заявления, что мозг что-то там решает, особенно на широкую аудиторию, могут приводить к формированию «вредных» убеждений и косвенно поощрять избегание ответственности. «Думающий, решающий мозг» - это предрассудок и профанация.
Влияние мозга на сознание
Конечно нельзя отрицать тот факт, что мозг имеет влияние на сознание. Мозг управляет телом и в сознании мы получаем сигналы, что пора бы и перекусить, отдохнуть и многие другие. Сигналы поступают в виде чувств и могут вызывать сильные эмоциональные состояние, влияющее на мотивацию через сложные биохимические процессы. Методами саморегуляции мы тоже можем оказывать влияние на тело из сознания, например, не испытывать боль под гипнозом. Таким образом и сознание и тело влияют друг на друга. За исключением случаев органического поражения мозга и нарушений гормонального фона, как причины некоторых психических болезней, так как это влияние нарушено.
Действия в стрессовой ситуациях часто тоже приравнивают к «решениям мозга». Стресс как реакция на внешнюю угрозу, может порождать очень сильные, продолжительные эмоциональные и физиологические состояния. В радикальных стрессовых ситуациях, может включиться режим «бей или беги». И это не «решение мозга», а скорее включение аварийной системы спасения инициированное нами. Обычно такие ситуации вызывают чувство угрозы жизни, поэтому они так эмоциональны и приводят к радикальным решениям атаковать или убежать. Если же мы были подготовлены к ситуации, у нас есть знания и навыки, как действовать, то они будут применены. Опять же мы сами выбираем способы реагирования, доступные нам. Подготовка к стрессовым ситуациям — это тоже часть саморегуляции, нашего влияния, оказываемого на мозг. Мозг может оказывать влияние на наше эмоциональное состояние, но и мы можем влиять на него через саморегуляцию и обучение.
Как психика создает «козла отпущения» и кто принимает решения на самом деле
Мы узнали о том влиянии, которое может оказывать мозг на наше сознание, но может ли мозг выступать в качестве действующего субъекта психики в тайне от нас принимающего решения?
В сознании у нас есть представление о Я. Я - это тот, кто принимает решения. Я имеет мотивы, влияющие на эти решения. Часть этих мотивов осознанна, другая неосознанна, то есть скрыта от Я, которое принимает решение. В деятельности по «сокрытию» этих мотивов заподозрили мозг. Теперь можно встретить у психологов выражения «мозг знает», «мозг решает», «мозг выбрал за нас» - мозг определяют как субъекта сознания, действующий «исподтишка». Но это не мозг скрывает от нас мотивы и принимает тайные решения, а мы сами. И сейчас мы это увидим, предварительно устранив еще одно неверное допущение. Если вводить в концепцию психики понятие «мозг», то возникает путаница, ведь мозг — это фундамент психического; как же он, будучи органом тела и носителем психики, может быть и её частью; самостоятельно принимающей решения до осознания и действуя в тайне от нашего Я? Если же рассматривать мозг как фундамент психического, то и не осознанные и осознанные мотивы являются продуктом деятельности мозга. Психика является частью мозга, возникшая и основанная на нём, а не мозг частью психики. Получается, что мы, как бы в его «рабстве» - всё что происходит в нашем сознании это продукт его деятельности, и любые решения принимает он в нашем лице. В таком случае абсурдно говорить о различии в принятии решений мозгом и Я. Но не осознаваемые мотивы, тем не менее есть, и их можно довести до осознания, но нельзя более называть их «продуктом тайной деятельности мозга» из закулисья сознания.
Как возникают не осознаваемые мотивы? Неоспоримым уже будет тот факт, что эти мотивы принадлежат нам самим, а не мозгу. Мы сами скрываем от себя некоторые мотивы, потому что их реализация презирается обществом. Мы не хотим быть презираемыми обществом, так как презрение общества приводит к изоляции и наказанию. Воспитание в нас культурных ценностей и искоренение презираемого поведения реализуют наши родители (не всегда, но это вынужденное допущение – рассмотрение этой ситуации повод для большой статьи). И именно они выступают первой социальной инстанцией, карающей за проступок и поощряющей за соблюдение общественных норм. Как правило они прививают те культурные нормы, что приняты в их социальной группе. Общество – это не всегда единое целое, оно состоит из разных классов и групп больших и малых, со своей культурой, нормами морали и законами. Эти законы формируют режим ограничивающий свободу воли ребенка, а родители являются контролирующим органом. Ограничения удручают и приводят к бунту и хитростям. Под хитростью понимается намерение получить запретное желаемое обманом избегая наказания. Сначала мы хитрим против родителей, а потом, когда мы вырастаем и условно соглашаемся с нормами и законами общества, то хитрить мы начинаем с собой. Представления о норме внушается нашими родителями и остается в нашем сознании. Становясь приличными членами общества поступать презираемо мы не можем – не можем в открытую, но мы можем скрывать презираемые мотивы. Скрываем и от самих себя, потому что если признаем, то последует наказание в виде самообвинения, презрения к себе и чувство вины – наказание самих себя; чувство страха и стыда возникают перед ожиданием внешнего наказания. Свобода воли не дает нам в полной мере отказаться от наших желаний и влечений, они доставляют нам удовольствие и именно поэтому мы стремимся их реализовать. Маскируя от внутреннего и внешнего контроля, эти желания мы частично или полностью осуществляем. Эта маскировка имеет множество форм и одна из них найти виноватого – «бесы попутали», «мозг за меня решил». Термин мозг у некоторых современных психологов занял то место, что Оно занимало у Фрейда, или Тень у Юнга, как части психического аппарата. Учитывая использование таких лексических построений как «мозг думает, решает, выбирает», формирует в общественном сознании представление о реально существующей «секретной личности», на которую они с облегчением переложат ответственность за своё поведение. То, что мы пытаемся «спихнуть» на мозг, является нашими теневыми частями личности, о которых мы знать не хотим, и ответственность за них нести отказываемся. И теперь сами психологи наводят путаницу некорректным использованием термина мозг в своих концепциях, поощряя отказ от ответственности и ставя в тупик терапевтический процесс.
П.С. Использования термина «мозг» это попытка замены метапсихологического, метафорического термина «Бессознательное», на что-то более основательное, то что можно пощупать, взять за объект исследований. Но к сожалению до сих пор нет оснований поставить знак тождества между работой мозга и сознанием.
Источник: https://agmerinov.ru/xDlw1LrHtgY