Попробуем уточнить возможности семьи Огудаловых подготовить троих дочерей-бесприданниц к менее блестящей, но более предсказуемой жизни. Какие возможности получения образования и последующей уважаемой обществом работы были у девушек-дворянок в 1870-х годах в условном городе Бряхимове?
Восстановим прототип Бряхимова по «Жестокому романсу». Город расположен в верхнем течении Волги. Это явно крупный деловой центр, судя по размерам и отделке отделения банка (или биржи?), где встречаются купцы. В Бряхимове зарегистрировано пароходство С.С.Паратова, раз он возвращается сюда для оформления продажи «Ласточки». Вокзал явно выглядит крупным узлом, а не проходной станцией. Огромный монастырь. Также в городе есть театр, куда приезжают столичные актеры с гастролями, очень дорогие модные лавки (60 р за платье – немыслимые для провинции деньги!), крупные ювелирные магазины. Улицы хоть как-то, но замощены.
Все это позволяет думать, что Бряхимов соответствовал уровню Ярославля, Костромы, хотя и не дотягивал до Нижнего Новгорода.
Краткий обзор истории (по сведениям с сайтов этих городов) показывает:
- В Костроме в 1857 году открывается первая в России всесословная Григоровская женская гимназия. Долгое время она оставалась единственной. Лишь в самом конце 19 века было открыто училище для подготовки учительниц церковно-приходских школ. Но сама потребность в таком училище говорит о том, что школ, куда требовались кадры, уже было много.
- В Ярославле дело обстояло намного лучше. Там женское образование развивалось с самого начала XIX века. Уже в 1816 г. был открыт частный институт благородных девиц. К середине века число частных пансионов для дворянок в самом Ярославле и губернии превышало десяток. К интересующих нас годам помимо частных заведений имелись 4 казенных женских училища (в Ярославле, Ростове, Рыбинске, Романове-Борисоглебске), три женских гимназии (две в Ярославле и одна в Рыбинске), и три прогимназии (Ростов, Углич, Пошехонье). В В 1880 г. открылось Ионафановское епархиальное женское училище. Оно имело одной из задач подготовку учительниц для церковно-приходских и земских школ. (сведения с сайта Яркипедия).
Неплохо развивалась и сеть начальных школ для детей низших сословий, в том числе и для девочек. «В конце XIX в. Ярославская губерния по развитию начального образования, числу школ, грамотности населения была одной из первых в стране, соперничая с Прибалтикой, Московской и Петербургской губерниями. А по проценту грамотных губерния была первой среди земских губерний.» Для этих школ требовались педагогические кадры.
Программы учебных заведений разнились, но в них непременно входили Закон Божий, русский язык, один или несколько языков иностранных, история, география, арифметика, чистописание, рисование, рукоделие, танцы, музыка, пение.; в 1850-е гг. добавились физика и естественная история. В старших классах усиленно, с практическими занятиями, преподавалась педагогика. Не так уж плохо. Судя по «Запискам институтки» Лидии Чарской, воспитанниц также обучали и основам медицины (по крайней мере, грамотному сестринскому уходу за больными).
Выпускницы могли использовать полученные знания на благо своей семьи, но имели право работать домашними наставницами и преподавать в учебных заведениях. Помимо преподавателей, в них были и другие должности для женщин из приличного общества: административный персонал, воспитательницы, классные дамы.
Так что и в Костроме, и тем более в Ярославле сестры Огудаловы могли получить и образование, и работу. Правда, работа эта не сахар, с заработков учительницы на платье "с фантазиями" и брюссельскими кружевами год придется копить, и бриллиантовых брошек никто не подарит. Зато по выслуге ожидалась пенсия!
Собственно, и в наше время работа учительницы (да и любая другая) – далеко не мед. И поговорка «Трудом праведным не наживешь палат каменных» актуальности не утратила. Но все-таки уважаемая обществом работа – далеко не худший выход, когда нет других источников дохода. И продавать себя не надо, и пути вхождения в приличное общество не закрыты, и времени на тоску и мечты меньше остается.
Да и вообще, жизнь неисповедима, как сто пятьдесят лет назад, так и сегодня. Красота-красотой, а запасной вариант в виде достойного ремесла дочерям ни в какие времена не повредит!