Зрителям фестиваля в Тесово-Нетыльском все же посчастливилось увидеть ИЛ-2 в небе. Легендарный штурмовик стал частью реконструкции, благодаря которой подвиг второй ударной армии вновь стал незабытым.
«Танкисты наши откатываются назад. Очевидно, опасаются немецкой противотанковой пушки. Но, не смотря на это, наши бросаются в атаку».
Грохот смертоносных выстрелов и взрывов, крики, встающих в атаку и стоны погибающих бойцов, испуганный плач мирных жителей – всё это хоть и постановка, но настолько реалистичная, что инстинкт самосохранения то и дело заставляет гостей фестиваля зажмуриться или пригнуться. Достоверности происходящему добавляет и визуальная составляющая – костюмы реконструкторов, оружие и военная техника. Причём действия разворачивается не только на земле, но и в воздухе.
«И снова ИЛ-2 проходит над немецкими позициями очень низко. Всё накрывает лётчик позицию немецкого орудия».
Восьмой по счёту фестиваль обошёлся без участия европейских рекострукторов. События 1942 года, когда окруженная немцами Вторая ударная армия вместе с мирными жителями пыталась пробиться к своим, восстанавливали около 400 любителей истории из разных регионов России и стран СНГ.
Реконструктор Михаил Наумов: «Я не знаю почему – я в детстве ещё … В советские времена перестроечные играли в немцев и русских. Я вот всегда – за немцев. Не знаю почему. Вот всегда так как-то. Всегда интереснее посмотреть со стороны. Вникнуть. Если убирать всю эту политическую составляющую. Немца тяжелее собирать».
Кстати, Михаил Наумов на этот фестиваль приехал из Петербурга со своей семьёй. На поле боя они оказались по разные стороны – он в немецком лагере, жена Ольга с 4-летним сыном Фёдором и восьмимесячной дочкой Варварой в роли беженцев, пытающихся вырваться из окружения.
Реконструктор Ольга Наумова: «Когда мы шли оттуда – она спала. Она проснулась совсем недавно. Она спала действительно под гром, под выстрелы. Реконструкторский ребёнок настоящий».
Всё происходящее на поле и в небе можно назвать импровизацией, основанной на опыте прошлых фестивалей. В этом году на репетиции попросту не было время. Максимум, что успели реконструкторы – прочитать сценарий.
«Ключевая проблема для нас – собрать мероприятие за три недели с момента разрешения и согласования. Мы сделали мероприятие очень быстро. Не могу, сказать, что мы сильно довольны результатом. Мы любим делать всё долго и вдумчиво. Мы сделали всё возможное, чтобы для зрителя было красочно».
С уверенностью можно сказать, что с этой задачей организаторы справились. Кроме реконструкции боя, весь день на территории фестиваля работали музей узкоколейной техники и интерактивные выставки, на которых зрители могли познакомиться с бытом воюющих сторон.
Корреспондент Максим Широковских: «Как известно, в этом году фестиваль перенесли на осень из-за пандемии коронавируса. Хотя сами реконструируемые события происходили в 1942 году весной и летом. Но в данном случае эти фактические расхождения совершенно не важны. Главное тут эмоции и осознание того, что настоящая война – это совсем не развлечение».
Достоверность происходящего на фестивале заключалось и в том, что советские войска проиграли бой. Но всё равно это и есть тот забытый подвиг красноармейцев, которые 78 лет назад, не боясь смерти, выполняли поставленную задачу – спасти Ленинград.