Найти тему
газета "ИСТОКИ"

ЛЮБИМОЕ КИНО: «МАТРИЦА» (1999 Г.)

Не слишком трудно оценить какой вклад внесла «Матрица» тогда еще братьев Вачовски (сейчас уже сестер) в массовую культуру. Если бы «Матрицы» не существовало, ее бы нужно было выдумать, дабы компенсировать широченный пробел. Такой фильм мог появиться только на стыке времен: на пороге нового тысячелетия, когда компьютеризация и фобии по поводу виртуальности и захвата контроля умными машинами начинает занимать умы людей в большей степени, нежели чем это было ранее.

Впрочем, «Матрица» – это не только стильный фантастический боевик, сколько и философская концепция. Давайте не будем всерьез воспринимать недавние заявления Вачовски, что фильм на самом деле о трансгендерности (Киану Ривз повел задумчиво бровью и сказал, что ничего об этом и не знал), хотя при желании в него можно запихнуть какие угодно смыслы. Начать следует с того, что кино о реальности и нереальности. Что наша повседневная жизнь – всего лишь сон, от которого мы не можем проснуться. Что мы все находимся внутри компьютерной программы, модулирующей нашу жизнь. Теория, выдвинутая в фильме и берущая основу от идей философа Жана Бодрийяра, после выхода картины становится максимально популярной. Особенно в последнее время, когда появляются субъекты, настойчиво утверждающие, что это так, «да, мы все живем в Матрице», включая в свои утверждения тонну доказательств сомнительного порядка. Конечно, подобная мысль вызывает эффект разорвавшейся бомбы крупного эквивалента, запускающая цепочку невероятных выводов. Но нужно понимать, что «Матрица» – в первую очередь все же кино, а компьютерная симуляция жизни относится к будущему, которое у нас пока не наступило (хотя и в этом можно сомневаться). Хотя некоторая мысль остается верной и сомнению вряд ли может подлежать – а именно то, что реальность в целом субъективна и состоит из наших впечатлений, точек зрения, предпочтений и прочих личностных элементов.

-2

«Знать путь и пройти его — не одно и тоже»

Сюжет фильма пестрит античными и библейскими мотивами о становлении человека в ранг божества. Конечно, кто еще мог стать Избранным, если не хакер, обходящий и ломающий законы, пусть и виртуального мира. Если говорить вкратце (и если кто-то вдруг не в курсе): человечество практически исчезло с лица земли, вследствие изобретения человеком искусственного интеллекта, который и развязал войну со своими создателями (вспоминаем «Терминатора»). Людей теперь выращивают, как источник энергии, а разум помещают в компьютерную программу «Матрицу», которая и симулирует жизнь человека в «реальности». Есть несколько людей, чей разум был освобожден от симуляции, и теперь они бороздят просторы заброшенных канализационных сетей на суднах на воздушной подушке, пиратски подключаются к Матрице, чтобы отыскать Избранного, которой по пророчеству местной прорицательницы положит конец войне. А главный герой – Томас Андерсон, или Нео, и должен стать таким Избранным.

Если говорить про стиль, то «Матрица» – один из ярчайших его примеров. И дело тут не только в изящном визуальном ряде, но в колоритных костюмах и аксессуарах. Черные плащи, герои одеты в черную кожу и поголовно носят темные солнцезащитные очки – крутости ради. Заметна и любовь создателей фильма к восточным единоборствам и философии. Про экшен в фильме и говорить не хочется: он уже стал эталонным, и многие воспринимали «Матрицу» как невероятно зрелищный боевик (хотя так оно и есть на самом деле). Не припомню точно, сколько мне было лет, когда я впервые посмотрел «Матрицу», но отчетливо вспоминаю, что пропускал всю «нудятину», отматывая кассету на последние 40 минут, где начиналась зрелищная заварушка.

-3

«Если бы ты не мог проснуться,
как бы ты узнал, что сон,
а что действительность?»

Технологически фильм опередил свое время, став настоящим прорывом. Чего стоит использованный в картине повсеместно эффект slow motion. Или bullet time, где зритель видит движение пули в замедленном режиме. «Матрица» дала волну популярности и нового развития, что очень многие постановщики экшен-фильмов стали использовать «замедление времени» практически со скоростью конвейера. Странно, что все забыли о Джоне Ву, который данный эффект использовал и раньше, но в «Матрице» выдумывались новые технологии, например, в сцене уклонения Нео от пули агента. Такого раньше никто не делал. В наш уже довольно сильно шагнувший вперед технологический век, такими вещами тяжело удивить, да и многие спецэффекты в «Матрице» уже выглядят устаревшими, но, повторюсь, что для 1999 года такое было сравнимо с «отвалом башки», уж поверьте.

«Матрица» также подарила невероятную популярность и актерам, сыгравших в фильме. Для Киану Ривза это был второй взлет популярности, сделавшего его героем боевиков. Лоуренса Фишберна тоже стали узнавать и приглашать в фильмы, хоть все и продолжали видеть в нем Морфеуса. Такая же участь постигла и агента Смита – Хьюго Уивинга, который стал любимым актером у Вачовски и появлялся почти во всех дальнейших проектах. Ну и Кэрри-Энн Мосс не осталась в стороне. «Матрица» подарила целую серию запоминающихся.

-4

«— Не пытайся согнуть ложку. Это невозможно.
Для начала нужно понять главное.
— Что главное?
— Ложки не существует».

Вачовски так и не сняли и, наверно, никогда и не снимут ничего более пробивного, как первая «Матрица», о чем и свидетельствуют последние новости о съемках четвертой части. После выхода первого фильма, почти через четыре года, выходит продолжение «Матрица: Перезагрузка» и следом «Матрица: Революция», которые заметно расширяют вселенную фильма. Но мало что сравнится именно с первой «Матрицей», как первоосновой и, несомненно, зрелищным и стильным фильмом, задающим последующий тон нового тысячелетия в массовом зрительском кино, продолжая приковывать внимание зрителя зрелищем и некой заумью (на которую некоторые зрители смотрят, прикрыв глаза, ожидая, когда все будут стрелять, бегать по стенам и драться).

Егор ОКУНЕВ

Издание "Истоки" приглашает Вас на наш сайт, где есть много интересных и разнообразных публикаций!