31 подписчик

Как я ходил на Эльбрус

Самое высокое, где я раньше был — это 2300 метров: там на четверть меньше воздуха, и всё необычно. По-другому дышится, другие чувства от взмаха рукой. И вообще это как выйти из дома на улицу, если много дней не выходил.

Эльбрус — что-то из легенд о великих людях. Мой родственник был альпинистом и инструктором. В СССР, когда ничего не было, он сам шил специальные варежки своим ученикам. Я плакал, когда читал эти отзывы.

А потом мой друг Сергей — уже из обычного мира — поднялся туда. И я понял, что это возможно. С тех пор шесть лет я хотел на эту гору. Хотел расширить мир. Сильные люди говорили мне, что это значимый опыт для них. Я захотел понять, что там было для них.

Мне нравится открывать новые места — как на карте в компьютерной игре.

Открытие карты
Открытие карты

Особенно нравится чувство, когда из рассказов складывается какое-то представление, а потом оно превращается в конкретику и меняется, становится твоим.

Как это устроено

Это не альпинизм, это треккинг: надо не карабкаться по скалам, а просто идти по тропе вверх. Восхождение на Эльбрус занимает несколько дней, потому что нужно привыкать к высоте. Если подниматься больше 700 метров в день выше 2000, то начнётся "горная болезнь": тошнота, головная боль и прочие беды, и придётся спускаться. Но сама дорога — около 15 км по горизонтали, то есть всё близко.

(Включите вид со спутника.)

Проще всего подняться на Эльбрус с юга. Самый старый вариант — идти с большими рюкзаками на 25+ кг и палатками. Самый новый — подниматься по канатной дороге до 3900 и жить в приютах-бытовках. Ещё можно доехать до высоты 5100 на ратраке (это такой трактор, который прокладывает трассы для лыжников) и пройти только оставшиеся 542 метра. Каждый выбирает ту сложность, которую хочет.

С палатками высота набирается понемногу каждый день. С приютами — путь делится на "низ" и "верх". Первые несколько дней живёшь в самом Терсколе и ходишь на соседние горы, всё выше и выше. Потом разом переезжаешь в приют на 3700–4100, живёшь там и ходишь с каждым днём всё выше по склону, чтобы привыкать к высоте.

Есть маршрут с севера — он такой же по сложности, но там нет канатной дороги, поэтому меньше желающих. Самый красивый маршрут — с востока, но там есть трещины под снегом, поэтому нужна подготовка. Маршрут с запада — уже для настоящих альпинистов: там нужно пользоваться верёвкой и карабкаться по скалам.

Есть много клубов, которые набирают группы в походы. Походы с юга с рюкзаками и палатками стоят от 25 тысяч рублей с человека. Походы с канаткой, приютами и ратраком стоят от 45 тысяч с человека. Плюс нужно арендовать личное снаряжение: это 20 тысяч, если приехал просто в трусах.

На Эльбрус ходят с мая по конец сентября, но в основном в июле-августе, чтобы было теплее.

Подготовка

Главное в горах — это дыхалка, потому что воздуха там вдвое меньше. Считается, что если можешь бегать час, то этого достаточно и можно больше не готовиться. Если нет — то нужно начинать хотя бы за два месяца.

Я начал бегать, дошёл до 3 км в день, и у меня заболела спина (при искривлении позвоночника бегать не рекомендуют). Тогда я стал ходить по лестнице с рюкзаком, чтобы нагрузка не была ударной. Я дошёл до 500 метров подъёма в день с 14 кг, но спина опять заболела. Тогда я уехал из Москвы в Нижний Новгород, где рядом с домом есть бассейн, но он был закрыт.

Пришлось полагаться на прошлые успехи:

  • Плавание по 1.5 км в день было для меня обычным делом.
  • После 6 лет йоги я могу держать цикл вдоха-выдоха 50 секунд неограниченное время.
  • Люблю гулять. Ходил по городу 40 км и по пустыне 35 км.

То есть можно скзать, что специально я не готовился.

Я знал, что походный рюкзак будет весить 25 кг. От такой массы у меня обычно неделю болит спина. Я не стал тренироваться с ней: лучше я буду восстанавливаться после похода, чем убьюсь ещё заранее. Это так и оставалось моим страхом до "дня икс".

Клуб и группа

Я всегда хотел вариант без упрощений, но понял, что мечта превратилась в привычку мечтать. Я понял, что год от года я не становлюсь сильнее, и нужно что-то делать прямо сейчас. Я захотел оказаться на вершине в этом году любым способом. И я позвал нескольких друзей на такую программу: мы начали бы идти по самому сложному варианту, но, если не получится, поехали бы на канатной дороге. Согласился один друг — Антон, и он нашёл ещё трёх.

В клубах мне были важны известность и чувство надёжности от их лекций (не шаблонная рекламность). Я составил короткий список:

  1. vpoxod.ru — у них много программ, и мои друзья ходили в другие походы с ними. Но они не захотели сделать для нас частную группу.
  2. АльпИндустрия — клуб, который делает даже самые сложные программы, но дорого.

3. Пик — мне сразу понравились их лекции, например эта:

Ребята зацепили простотой и открытостью. Я выбрал Пик, и мы запланировали частную группу. Но ближе к делу 3 человека отвалились, и частная группа стала слишком дорогой. Тогда мы вписались в существующую группу того же клуба, но там уже был только вариант "Комфорт": канатная дорога + ратрак. На некоторые дни мне пришлось брать индивидуальную программу, чтобы не попасть на эти упрощения. Поэтому лучше планировать заранее и идти в ту группу, где всё подходит вам.

День −5

Я приехал в Терскол утром в понедельник 14 сентября, чтобы дорога попала на выходные и чтобы терять как можно меньше рабочих дней — к счастью, работа удалённая. Терскол на высоте 2150 м, и это ценно — пожить и адаптироваться. Первый вечер голова чуть кружилась. Всем советую приезжать за несколько дней.

День −4

В 5:30 перед работой я отправился гулять по первой же тропе и сразу увидел такое:

7:22, высота 2500, воздух 75%.
7:22, высота 2500, воздух 75%.
Самое высокое, где я раньше был — это 2300 метров: там на четверть меньше воздуха, и всё необычно. По-другому дышится, другие чувства от взмаха рукой.-3

Обязательно гуляйте рано утром!

Тропа довела до водопада.

Водопад "Девичьи косы", 2700, воздух 73%.
Водопад "Девичьи косы", 2700, воздух 73%.

Но Эльбрус я так и не увидел — он закрыт другими горами. Я спустился обратно к 9:40. В описании маршрута было сказано, что он занимает 5–6 часов, и я был рад, что прошёл быстрее, не торопясь. Я не сомневался, что сделаю всю программу, но каждое такое маленькое подтверждение силы было мне важно — я люблю спокойствие и гарантии.

Главное, чего я хотел на обратном пути — не работать. Потому что я понял, как можно проводить время, лежать, греться на горном солнце и растворяться в этом.

Я натёр ногу, мышцы болели, поэтому в следующие дни я никуда не ходил. Я стал маньяком по работе, чтобы добить все дела. Руководитель похвалил меня, и в пятницу я уволился (я предупредил об этом за 2 месяца — всегда предупреждайте об этом так же, как хотели бы, чтобы предупреждали вас).

День 0

Я встреил Антона в Пятигорске, и мы забрались на высшую точку — гору Машук, 993 м.

Высота 980, воздух 90%.
Высота 980, воздух 90%.

Жаль, что на самой-самой вершине стоит радиовышка, и простым людям туда не подняться. Если бы я стал директором ВГТРК, я бы распорядился сдвинуть все вышки с вершин чуть в сторону, чтобы у людей было больше побед.

Тут я впервые увидел Эльбрус.

Самое высокое, где я раньше был — это 2300 метров: там на четверть меньше воздуха, и всё необычно. По-другому дышится, другие чувства от взмаха рукой.-6

Никогда ещё я не видел что-то на земле за 90 км. И он огромный даже на таком расстоянии. Я почувствовал, что затея серьёзная.

Вечером мы встретились с группой, познакомились и поужинали. У нас был чудесный повар. В простых группах участники составляют график и готовят сами, но если это не часть вашего челленджа, то берите группу с поваром.

День 1

Мы пошли по тому же пути, где я ходил сам. И вся красота ушла, потому что группа по плану выходит поздно. Только наш фотограф Костя всегда получался хорошо. Может быть, потому что он в чёрном с 1DX Mark II.

Самое высокое, где я раньше был — это 2300 метров: там на четверть меньше воздуха, и всё необычно. По-другому дышится, другие чувства от взмаха рукой.-7

Потом пошли ещё на 300 м выше — просто по склону травы и вверх, и вниз. Дошли до старой обсерватории.

Неизвестное строение у обсерватории, в народе "Старая обсерватория", 3000, воздух 70%.
Неизвестное строение у обсерватории, в народе "Старая обсерватория", 3000, воздух 70%.

Это та часть, где нужны именно треккинговые ботинки, а не кроссовки. Разница в подошве: у таких ботинок там словно кусок шины. Подошва почти не гнётся, поэтому не чувствуешь отдельные камни. Плюс немного фиксируется голеностопный сустав, и ногу не подвернёшь.

В рюкзаке только вода и шоколадка. Шоколадки дают каждый день, потому что в дороге трудно съесть что-то более сложное.

Вечером был обед и ужин. Я забыл предупредить, что мне нужна вегетарианская еда, поэтому ел мясной борщ и гречку с курицей.

День 2

Путь по траве многим не понравился, поэтому сегодня уже ходили по обычным тропам. Поднимались на гору Чегет до высоты 3200. По пути меня накрыло от вчерашнего мяса — нагрузка разнесла всё по телу. Я стал первым в группе. Кого вырвало. Мне дали такую вещь, чтобы восстановиться и идти дальше (всем советую): https://www.google.com/search?q=electrobion

Обратно я спускался на канатной дороге. Впервые я ехал просто в кресле в воздухе. Там действительно ничем не пристёгиваешься, только попа чуть утоплена. Кто-то сидит в офисе, а кто-то точно так же летит над лесом. Ногой можно трогать верхушки деревьев.

Вечером всё равно было плохо, я почти ничего не съел на ужин. Голова кружилась, я чувствовал температуру, а завтра — самый сложный день. Я думал, не поехать ли вверх на канатной дороге со всеми.

Я нашёл градусник, и оказалось, что температуры нет. Это был лучший момент за день! Ещё я радовался, что смог подняться на 1200 на пустой желудок и без еды в дороге. Это давало шансы на завтра.

День 3 (икс)

Мне стало лучше, но день всё равно был самым страшным для меня. Мой рюкзак — 25 кг. Но я взял в прокате правильный рюкзак. Оказывается, рюкзак в норме висит на бёдрах и почти не даёт нагрузку на спину, просто никто никогда меня этому не учил. Когда я поднял рюкзак и застегнул его, мир перевернулся. Я понял, что всё точно будет хорошо.

Все поехали вверх на канатной дороге, а я пошёл с индивидуальным гидом Камилем. Со мной был ещё один человек из группы, Саша-спелеолог. У него это 63-я экспедиция, ему под 50 лет, у него другие цели, поэтому он отправил вещи на канатной дороге и шёл с небольшой массой.

Наверх можно идти двумя путями. Красивый путь занимает два дня. Это продолжение тропы с обсерваторией и ночёвка в заброшенном домике на 3500, там нужен только спальник без палатки. На следующий день переход через ледник в связке, потому что в нём трещины под снегом. А ещё там нужно три раза прыгать через открытые трещины шириной метр. Для связки нужны трое, Саша не согласился, поэтому пришлось идти скучной дорогой под канаткой.

Станция канатной дороги "Мир", 3500, воздух 66%.
Станция канатной дороги "Мир", 3500, воздух 66%.

Там люди искорёжили всё под себя. Идёшь, как после войны.

Техногенный вид на западную вершину
Техногенный вид на западную вершину

Идти тяжело. Нужно молчать, смотреть на ноги и делать шаг, потом ещё шаг. Спасает телефон, который показывает высоту. Главный источник моей силы — знание прогресса. Первый привал через 100 метров подъёма. Я смотрю и вижу, что осталось 1400 метров вместо 1500. И это — праздник. Потом привал ещё через 200 метров. Осталось 1200. Дорога не меняется — это каменная пустыня. Вверх и вниз ездят Камазы и Зилы. Но основа жизни сегодня — это отсчёт метров, и ничего больше не существует. Весь мозг — как полоска прогресса в Windows:

Самое высокое, где я раньше был — это 2300 метров: там на четверть меньше воздуха, и всё необычно. По-другому дышится, другие чувства от взмаха рукой.-11

В середине я едва поместил в себя кусок шоколадки. Я узнал о себе новое: после нагрузки я почти не могу есть, а после еды что-то неприятное внутри, что отвлекает. Гид говорил, что надо есть, но я не стал.

Я увидел, как мы создаём себе препятствия. Группа отдыхает в лагере, а я тут. Когда готовишься, видишь в этом смысл, но тут все придуманные обоснования уходят. Я сам решил, что буду тащить. И тащу. И никому это не нужно. Видишь навязанное.

Привалы были через 150 метров, потом через 70 метров. Саша предложил понести мой рюкзак, но я отказался. За 300 метров до конца привал был большим, и я чуть не заснул. Говорят, это неправильно, потому что организм выйдет из тонуса. В общем, встали. Дошли.

Мы с Камилем после подъёма на 1500 метров с полным рюкзаком, приют на 3750, воздух 64%.
Мы с Камилем после подъёма на 1500 метров с полным рюкзаком, приют на 3750, воздух 64%.

Потом была вкуснейшая еда. Потом я лежал.

Напоследок мы сходили на границу снега и льда — на 3900 и там потренировались ходить в кошках до 4060, уже без рюкзаков.

Вид с "Приюта одиннадцати", 4060, воздух 61%.
Вид с "Приюта одиннадцати", 4060, воздух 61%.

Кошки — это праздник. Если дорога по камням бьёт по коленям, то кошки втыкаются плавно. Если песок с камнями под ногами сыпется вниз, это отнимает внимание и нужно переступать, то кошки фиксируются. Идти по снегу и льду гораздо приятнее. Муррр!

Закат на 4000, воздух 62%.
Закат на 4000, воздух 62%.

Я засыпал довольный. Дыхалка для меня не проблема, проблема была в массе. У всех в группе сложности впереди, а я уже прошёл главную нагрузку для себя.

День 4

Когда проснётесь на высоте, фотографируйте рассвет.

Самое высокое, где я раньше был — это 2300 метров: там на четверть меньше воздуха, и всё необычно. По-другому дышится, другие чувства от взмаха рукой.-15
Самое высокое, где я раньше был — это 2300 метров: там на четверть меньше воздуха, и всё необычно. По-другому дышится, другие чувства от взмаха рукой.-16
Самое высокое, где я раньше был — это 2300 метров: там на четверть меньше воздуха, и всё необычно. По-другому дышится, другие чувства от взмаха рукой.-17
Самое высокое, где я раньше был — это 2300 метров: там на четверть меньше воздуха, и всё необычно. По-другому дышится, другие чувства от взмаха рукой.-18
Самое высокое, где я раньше был — это 2300 метров: там на четверть меньше воздуха, и всё необычно. По-другому дышится, другие чувства от взмаха рукой.-19
Самое высокое, где я раньше был — это 2300 метров: там на четверть меньше воздуха, и всё необычно. По-другому дышится, другие чувства от взмаха рукой.-20

Ходили по льду дальше — на 4700 на скалы Пастухова, это груда камней. Красиво и опасно.

Первое чёрное пятно — "Гряда", второе — "Скалы Пастухова", вид из штурмового лагеря с 3750.
Первое чёрное пятно — "Гряда", второе — "Скалы Пастухова", вид из штурмового лагеря с 3750.

Лёд тает на солнце, и камни летят вниз. В прошлом году двум девушкам переломало ноги, и МЧС спускали их на санках. Когда летит камень, все кричат "Камень!" Нужно замереть, увидеть, увернуться и кричать дальше тем, кто внизу. Это редко, но за несколько часов на склоне я видел один такой камень размером с большой арбуз. К счастью, все разбежались. Главная беда в том, что по льду он катится бесшумно, поэтому нет способа гарантированно безопасно спуститься — ты не можешь оборачиваться каждые 5 секунд. Так и идём. И, конечно, когда отдыхаешь на камнях, нужно сидеть лицом к склону, чтобы их не пропустить.

Скалы Пастухова, 4700, воздух 56%. Любой из этих камней может скатиться вниз, если лёд рядом растает или если наступить.
Скалы Пастухова, 4700, воздух 56%. Любой из этих камней может скатиться вниз, если лёд рядом растает или если наступить.

Я часто слышал "Ты всё поймёшь на скалах Пастухова". Но так говорили те, кто пользовался канатной дорогой. После подъёма пешком с рюкзаком для меня это был отдых. И из нового я понял только то, как красиво на этой высоте.

Самое высокое, где я раньше был — это 2300 метров: там на четверть меньше воздуха, и всё необычно. По-другому дышится, другие чувства от взмаха рукой.-23

Обидно спускаться вниз и сдавать уже пройденную высоту. Думаю о людях в палатках, которые идут только вверх.

Самое высокое, где я раньше был — это 2300 метров: там на четверть меньше воздуха, и всё необычно. По-другому дышится, другие чувства от взмаха рукой.-24

На обратном идём через ручьи от тающего ледника. Он тает каждый день, кроме зимы. Нелогично, но в конце сентября снега гораздо меньше, чем в августе. Иногда это целые горные реки.

Горная река от тающего ледника, 4000, воздух 62%.
Горная река от тающего ледника, 4000, воздух 62%.

День 5

Это "день отдыха". Отдых начинается с подъёма и занятий на льду ещё до завтрака. На склоне можно оступиться и упасть, и мы учились зацепляться ледорубом за склон, чтобы остановить скольжене вниз. Потом свободное время, но падал снег, поэтому гулять не хотелось.

Легли в 18, потому что ночью штурм вершины. Конечно же, я не спал.

День 6

В 23 часа подъём. Завтрак в 23:20 удался, потому что для организма это ужин. Берём с собой несколько шоколадок, орехи, сухофрукты и по полтора литра сладкого чая в термосах, чтобы была глюкоза.

Немного болит большой палец правой руки, там синяк. На занятиях я упал на него на ледоруб. Идти не мешает, но делаю всё чуть медленнее.

Вся группа проснётся в 23:30, чтобы в 0:30 выйти и идти облегчённым маршрутом. Ратрак провезёт их от 4000 до 4600, а мы с Камилем и Сашей опять пройдём всё пешком. В рюкзаке примерно 7 кг. Должно быть 5, но я несу ещё фотоаппарат.

Ровно в полночь выходим. Выйти нужно рано, потому что после обеда погода на вершине часто портится. Есть правило: где бы ты ни был, в 11 часов разворачиваешься и спускаешься обратно. Опытный гид может отложить разворот на час или два, глядя на погоду, но это редко.

Камиль идёт первым и задаёт темп. Саша замыкает, потому что он сильнее. Я в середине. За нами увязываются несколько человек, которые идут сами без гидов. Мы не отвечам за них, но им удобно идти нашим темпом. Такое там каждый раз. Общаемся на привалах, Камиль даёт им немного советов.

Холодно, ветер, надеты почти все слои одежды. Но каждый метр — это как небольшая игра. Докуда мы дойдём, пока основная группа ещё не вышла? В каком месте нас обгонит их ратрак? Нас обогнали, но это ещё не они — ура, пройдём чуть дальше. Такие чекпоинты развлекают и двигают вперёд.

На первом же привале надеваем пуховики и вторые варежки. Без них на остановке сразу замерзаешь. Потом уже не снимаем их. Остановки короткие: чай, кто-то ест шоколадку. Я не могу есть.

Выше 4200 вчераший снег не растаял, поэтому под ногами сыпучка, как была на каменной дороге, и кошки тоже понемногу съезжают, одно их преимущество потеряно.

Первые 4 часа идём по знакомой дороге, поэтому я вижу прогресс, и это радует. Поднимаемся по 250 метров в час, пока успеваем. Всего нужно подняться на 1900. В голове крутится, что подъём на 2200, потому что хочется взойти ещё и на восточную вершину. Прогресс я считают от 2200.

Склон крутой, поэтому идём змейкой: 10 метров по одной диагонали, 10 метров по другой. Поворачивать неудобно, но это хоть какое-то развлечение для мозга. И вот на востоке становится чуть светлее, чем на западе, это ещё одно развлечение. Повернулся в змейке, а оно ещё светлее. Через 20 метров опять повернулся, оно ещё светлее. Через 50 поворотов уже так:

Рассвет на 5150, воздух 53%.
Рассвет на 5150, воздух 53%.

А ещё через несколько минут уже солнце.

Самое высокое, где я раньше был — это 2300 метров: там на четверть меньше воздуха, и всё необычно. По-другому дышится, другие чувства от взмаха рукой.-27

Крутой подъём заканчивается, и начинается тропа по склону по диагонали, её называют "Косая полка". Она более пологая и скучная, потому что на ней нет никаких чекпоинтов. По ней идут 2–3 часа, и не меняется вообще ничего. Она всегда заворачивает за гору и исчезает через 50 метров.

Я мечтал об этой тропе, чтобы отдыхать, потому что скука — не проблема, скука это моя стихия. Но оказалось, что на этой тропе нужно много внимания, чтобы не съехать вниз. Поэтому отдохнуть не получалось.

Саша устал, и его поставили передо мной. Идём медленнее, чем я могу. Это неприятно.

На середине косой полки мы догнали остальных наших, несмотря на их преимущество с ратраком. Им плохо. Это группа "Комфорт", поэтому некоторые не рассчитывали на нагрузку. На привале нельзя лежать горизонтально, нужно держать голову выше, иначе можно заснуть, будет переохлаждение и тело потеряет тонус. Гиды теребят всех. Я съел одну палочку Twix.

Выдвигаемся и доходим до седловины между двумя вершинами. Высота 5350. Многие просто падают, доходя до неё. Большой привал.

Палец болит. Маленький синяк вырос, теперь палец почти весь синий, болит сильнее. Показываю гиду. "Если не мешает — можно идти". Я рад, потому что боялся, что придётся идти обратно.

Неожиданно следующие 200 метров оказались самыми сложными. Это и крутой подъём около 35 градусов, и диагональная тропа, и скалы под снегом внизу. На этих 200 метрах что-то поменялось. Я перестал быть собой и смотрел это, как в фильме. Мне стало всё равно. Я понимал, что этот персонаж может скатиться и упасть. Если у него сработает рефлекс зацепиться — ладно. А если нет — я не возражаю, чтобы фильм закончился. Я понимал, что это ненормально, но ничего не мог сделать. Может быть, это от еды. Может быть, я отдыхал слишком долго. Может быть, это потому, что высота была на 700 метров больше прошлой акклиматизации.

У тропы натянуты перила: это альпинистская верёвка, к ней пристёгиваешься и идёшь. Если падаешь, то не скатываешься, а висишь на ней и поднимаешься. Перила разбиты на участки по 30 метров. На каждом участке один человек. Прошёл участок, перестегнулся на следующий и крикнул "Свободно". Но для экономии времени группы нас сцепили по несколько человек, и этот пусть стал самым трудным за все дни. Нужно было идти в одном ритме и темпе с соседями, чтобы сцепка не натянулась, и чтобы не идти слишком близко. На высоте внимания остаётся мало, и эта ситуация выедала его полностью. Я всё-таки упал, и ледоруб пригодился и мне, и моему соседу.

А вот последние 100 метров высоты это рай и отдых. Вершину наконец-то видно. К ней можно просто идти по пологой тропе в любом темпе. Просто приходишь на неё.

Западная вершина Эльбрса, 5642, воздух 49%.
Западная вершина Эльбрса, 5642, воздух 49%.

Радуешься, прыгаешь, фоткаешься, но не понимаешь, что ещё там делать. Так и идёшь обратно.

В итоге мой челлендж получился таким:

  • Полный рюкзак до штурмового лагеря.
  • Тяжёлый штурмовой рюкзак из-за фотоаппарата.
  • Штурм с 3750 вместо 5100 у других, кто ходит без ратрака.
  • Без сна.
  • С травмой.
  • Еда — одна палочка Twix.

На спуске "эффект фильма" усиливается, но хотя бы требуется меньше сил. Камиль пристегнул меня к себе, и мы шли вместе до седловины.

Седловина Эльбруса, вид между вершинами, 5350, воздух 51%.
Седловина Эльбруса, вид между вершинами, 5350, воздух 51%.

Погода стала портиться, ветер усилился. Оставшуюся группу долго спускали по крутой тропе. Одного парня гид нёс на плече. Восточная вершина будет не в этот раз.

Дальше было страшно, но просто. Нужно было убежать от непогоды вниз, вниз, вниз. На 4900 мы попали в облако. Видно было метров на 50, но уже была не диагональная тропа, а просто спуск.

Высота 4700 — это максимум, на который могут заехать снегоходы. Мы взяли снегоход и съехали на 4100. 600 метров пронеслись, как в ускоренном кино: все те скалы, которые я успел выучить и путь по которым занимал 3 часа, пронеслись за 5 минут. И это ещё одно чудесное впечатление, для которого сотоит там побывать. Только Саша и фотограф спустились полностью сами.

Дальше — еда.

До конца дня я дышал на каждый шаг. Если приложить внимание, то можно дышать три шага вдох, три шага выдох. Но если снять внимание, тело сразу дышит через каждый шаг.

Спать.

На следующий день спустились на канатной дороге из приюта до низа.

Что осталось? Почти ничего. Я был там. Это как защита диплома — ждёшь её и думаешь, что начнётся новая жизнь. А ничего не началось. Спустился и забыл. Эльбрус не откроет ничего, что ещё не выросло в вас.

Потом ещё несколько дней ели сладости, которые побывали на вершине.

Я наигрался с препятствиями. В моём мире горы не сопротивляются, а приглашают. Кантные дороги и снегоходы — это хорошо. Они появились, чтобы горы приняли у себя больше друзей.

Бизнес

Перед походом я смотрел фильм Пивоварова про Эльбрус:

Среди прочего он говорит про разруху в Терсколе. Но её причина — это беззаконие.

Подъём на ратраке стоит 5000 с человека, спуск тоже, в группе 10 человек. С двух групп хозяин ратрака может получить 200 тысяч рублей за ночь. Ратрак с пробегом стоит 10 миллионов рублей. Даже если половина уходит на обслуживание, он окупается за сезон.

Если что-то окупается за сезон, то много людей хотят этим заняться. Это повысит качество и снизит цены в 3 раза. Но туда нельзя зайти просто так. Есть 4–5 человек, которые могут там работать и вытесняют остальных. Они не платят налоги. Более того, это национальный парк, и там нельзя использовать транспортные средства с мотором. Власть про всё это знает и ничего не делает.

Приюты, которые стоят на горе, тоже не могут там стоять. Земля под ними не в аренде. У кого есть связи — поставил там свои бытовки и получает деньги.

Незаконные строения и незаконный транспорт на склоне.
Незаконные строения и незаконный транспорт на склоне.

Постельное бельё в домиках меняют раз в сезон, поэтому на нём спят в спальниках — просто для чистоты. Гиды говорят, что за 10 лет не меняется почти ничего, только на высоте 4000 появилась одна законная гостиница. Что ж, это маленький хороший шаг.

Земля в Терсколе стоит около миллиона рублей за сотку. Поэтому, если там есть бедные люди, то они просто не смогли правильно распорядиться тем, что на них свалилось.

Если ты не местный, то нельзя вести бизнес в Терсколе просто так. Есть один турклуб, который построил свою гостиницу, привёл своих гидов, водителей, автобус и весь персонал. У них тёрки с местными, и им прокалывают колёса. Одному гиду дали лопатой по голове. Фотографу разбили лобовое стекло.

Если хочешь вести бизнес, нужно быть выгодным для местных и давать им работу. Нужно селить в местные хостелы, нужно брать хотя бы часть местных гидов на штурм и т.п. Наш клуб делает так.

С одной стороны есть милые местные — как заботливая хозяйка нашего хостела. С другой — я не понимаю людей, которые допускают причинить вред, чтобы сберечь свою неэффективность, когда рядом появляется эффективность.

Хочется построить хостел там, но я не умею вести переговоры. Когда ко мне пришёл бы местный хозяин чего-нибудь, я не смог бы задать вопрос, кроме "Что вы можете предложить и чем вы выгоднее?" Поэтому ждём, когда Навальный наведёт порядок. Удивительно, что даже здесь он нужен.