И какая с Завлохом случилась печальная история
Древняя, дорюриковская история Руси - это в подавляющем большинстве область преданий, легенд, сказок и всякого иного мифотворчества.
Поэтому когда в XVIII веке в отечественной культуре и науке возник интерес к давнему прошлому своей страны и своего народа, опираться при реконструировании событий, происходивших до IX века, пришлось не столько на факты, сколько на разрозненные эпизоды из фольклора. В том числе и того фольклора, который летописцы прилежно заносили в свои произведения.
Например, история про Кия, Щека и Хорива, а также сестру их Лыбедь, связанная с основанием Киева, имеет чисто легендарный характер. Появилась она, видимо, для того чтобы как-то пролить свет на название самого города Киева. Так, кстати, часто многие народы объясняют названия своих древних городов - рассказывают о некоем основателе со схожим именем.
Кий против Завлоха
Отталкиваясь от имени Кия, известный поэт середины XVIII века Александр Сумароков (современник и конкурент Ломоносова между прочим) пишет трагедию "Хорев".
Не будем пересказывать сюжет этой трагедии целиком. Советуем найти ее и почитать - это одно из первых произведений отечественной литературы, посвященное Древней Руси.
Остановимся на интересном моменте. сумароков спорит с легендой, утверждая, что вовсе не Кий основал Киев. Задолго до него городом правил князь Завлох. А коварный Кий сверг несчастного Завлоха, захватил его княжество и силой держит в плену его дочь Оснельду. Ей на момент падения Киева был всего годик.
Действие трагедии начинается спустя шестнадцать лет после этих драматичных событий. Оснельда подросла и...влюбилась в брата узурпатора. Зовут этого брата Хорев. Мало того, Хорев в свою очередь очарован юной Оснельдой. Но любовь их наталкивается на непреодолимые препятствия.
Классицизм в древнерусских одеждах
Во-первых, под стены Киева внезапно явился Завлох и требует у Кия освободить его дочь. Причем требует только этого - ни возвращать Киев, ни мстить Кию он не хочет. Кий приказывает Хореву выступить с войском против Завлоха и разбить его. Брат оказывается в сложном положении - он должен выступить либо против родного брата, либо против отца своей любимой девушки.
Во-вторых, сама Оснельда просит отца разрешить ей брак с Хоревом, но наталкивается на категоричный отказ. И снова неразрешимая ситуация.
Как видите, завязка трагедии целиком решена в духе классицизма. Древнерусский материал здесь выступает только в качестве фона. А как обычно заканчиваются трагедии в классицизме? Чтобы избежать излишних подробностей и спойлеров для тех, кто уже загорелся желанием прочитать "Хорева", скажем мягко - оптимистического финала не ждите.
__________________
Ваши лайки и подписка помогут развитию канала! А еще приглашаем в нашу группу ВК: "Русичи"