60-е годы XX века. В обществе, где под искусством подразумеваются преимущественно классические сюжеты, "прилизанные", идеализированные картинки, масляная живопись и скульптура, над которой можно трудиться лет по двадцать, внезапно появляется поп-арт.
Появление этого направления можно (разумеется, в шутку) сопоставить с рождением импрессионизма. Ведь, как импрессионизм родился на волне усталости от скучного академизма, поп-арт появился на фоне глубокого, чувственного, гиперэмоционального абстрактного импрессионизма - как ответ на явление, далекое от большей части простых смертных, их мыслей и интересов.
Уставшие от философствования (и псевдофилософствования) художники устроили бурю в стакане в банке супа Campbell.
- Изначально поп-арт зародился не как направление в искусстве, а, скорее, как направление в изучении общественных настроений: британские дизайнеры и художники изучали промышленную рекламу, массовую культуру и масс-медиа.
- И именно из этих явлений и родился поп-арт как искусство. Назвал его так британский критик Эллоуэй, который обозначил этим термином коммерческие изображения в масс-медиа.
- Первый художник нам уже хорошо знаком. А вот про второго стоит сказать отдельно. Джаспера Джонса называют художником американского флага. Действительно, символ американских прав и свобод, реющий над Белым домом - постоянный спутник его искусства. Картины Джонса - многоплановые и многосмысловые, но в первую очередь его искусство - об искусстве и нашем отношении к нему.
- Также к направлению причисляют Давида Хокни и Кита Харинга. Того самого, чьи человечки сейчас украшают огромное количество разнообразной продукции - от блокнотиков в масс-маркете до сексуальных игрушек.
- Основные источники вдохновения художников поп-арта лежат в плоскости обыденного, повседневного, не посвящены никаким возвышенным идеям. Их искусство - про медиа, рекламу, культуру потребления в целом. Потому что современный посетитель выставок - "Homo consumens" (Человек потребляющий). Социологи считают, что это новый тип человека с принципиально новыми ценностями и взглядами на жизнь.
- Так что для поп-арта можно даже придумать формулу трёх "К": Китч, Комикс, Консюмеризм. Впрочем, это всё шутки. Помимо комиксов, поп-артисты создавали и полноценные графические/живописные/скульптурные работы.
- Именно поэтому в искусстве художников поп-арта так много еды, комиксов и других носителей поп-культуры, типа портретов звёзд и моделей.
Авторы этих изображений не хотят создавать возвышенное и вдумчивое: их сфера - то, что можно увидеть, потрогать, купить и попробовать на вкус. Отсюда колоссальная популярность у таких гигантов масс-маркета, как газировка и джанк фуд: бургеры, картошка фри, мороженка в хрустящем вафельном рожке и вредные, калорийные сладости.
3 художника, которые являются яркими примерами поп-арта (помимо Уорхола, разумеется):
Рой Лихтенштейн: черпал вдохновение в комиксах и популярных изображениях. Мог срисовать картинку с жвачной обертки и превратить это в дорогостоящее произведение искусства. Говорил, что, если кто-то вешает на стену нелепые пятна краски (это он про экспрессионизм, конечно) - то и это "уродство" повесит без проблем.
Роберт Раушенберг: специализировался на коллажных работах. Его искусство - смесь реди-мейда в виде газетных вырезок и фотографий и краски. Смысл? Выразить в простых понятных формах, как современный человек воспринимает постоянный поток информации, несущийся на него из каждого утюга: газеты, журналы, телеканалы. Вот этот хаос на бумаге - и в наших головах. Просто мы привыкли не замечать.
Клас Олденбург: шутник наивысшего класса, создававший очень реалистичные скульптуры еды. Одна из самых известных его работ - инсталляция "Магазин", где на витрине были выставлены пирожные, торты и другие вкусности. Разумеется, не настоящие. За них даже была назначена цена, не сильно отличающаяся от стоимости реальных десертов.
Кроме того, Олденбург создавал гигантские скульптуры фаст-фудной еды, высмеивая общество потребления и одновременно увековечивая один из его ключевых символов.
Критики-современники поп-арта называли его анти-искусством, унижением и отвратительным зрелищем, не достойным занимать место на выставках и в галереях. Однако именно поп-арт послужил основой современного маркетинга, рекламной индустрии, дизайна.
Большое количество изобретений пятидесятых-шестидесятых годов до сих пор успешно используется даже в модной индустрии. Вспомните платья с принтами Уорхола и Харинга. Или канцелярию со всеми этими "вкусными" изображениями, которую так охотно покупают по всему миру.
Так что, на мой взгляд, поп-арт - замечательное явление, заслуживающее парочку аплодисментов. Да, это не возвышенное искусство, и да, гигантский бургер вряд ли будет классно смотреться в галерее изящного искусства, а банки Кэмпбелл никогда не украсят Уффици. Зато всё это делает нашу жизнь веселее и симпатичнее в повседневной суете и серости.
Дорогие друзья, спасибо за ваш интерес! Ставьте лайк, если понравилась статья. И не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить новые выпуски "Очень странного искусства".