ДЕТЯМ ОБ ИСКУССТВЕ.
Действительно, а что такое законы искусства? Есть ли они у него и что из себя представляют?
Но сначала давайте выясним, а что такое вообще ЗАКОН, что означает это слово, придуманное человеком для обозначения чего-то. Если посмотреть в словарь, то, слово ЗАКОН надо понимать как некое правило, которое устанавливается обязательным для исполнения всеми.
По разным видам человеческой деятельности, человек принимает много разных законов и живёт по ним. Исполнения законов – обязательно для всех. Нарушать законы - нельзя, иначе жизнь человека будет очень трудной. Так что законы, это - нормы жизни человека.
А каковы законы искусства, если они, у него есть?
Конечно же, есть - должны быть обязательно. Почему я так утверждаю? Да потому что искусство, как проявление художественной деятельности человека, является частью целого, то есть частью самой жизни, а значит, оно тоже существует в рамках определённых традиций, правил, обязательных, к исполнению.
Правила, по которым живёт и существует тот или иной вид искусства, обязательно существуют. Вопрос только в том, какие они, что из себя представляют?
Ну, например. Каждый вид искусства, сформировавшийся за многие столетия, а то и тысячелетия, имеет определённый набор материалов, средств, приёмов и навыков, которые помогают этому виду искусства, осуществлять себя как вид, и таким образом, занимать своё место в художественной деятельности человека. А это значит, что каждый вид искусства живёт по своим законам: театр - по своим, музыкальное искусство - по своим, изобразительное – тоже, и так далее. Эти законы, включают в себя разные правила, но все они, направлены на то, чтобы помогать данному виду искусства, создавать яркие, выразительные, художественные образы. Я бы даже, наверное, сказал так, что - законы искусства не столько запрещающие, сколько помогающие. Они помогают искусству становиться лучше, интереснее. Они помогают ему проявлять себя так, чтобы человек - искусство воспринимающий, получал от этого наслаждение.
Да, да, я сказал наслаждение и я, не ошибся. Это слово абсолютно точно соответствует тому состоянию, которое испытывает человек, от того искусства, которое он любит. Именно любит, потому что без любви, говорить о своём отношении к искусству, наверное, не стоит. Потому, что когда речь идёт об искусстве, то слова любить и понимать, принимают одинаковый смысл. И это тоже имеет отношение к законам искусства.
Да, разные законы, у разных видов искусства и все они нужны. Но, всё – таки, есть у искусства один закон, который, как мне кажется, именно для искусства, учитывая его природу, является самым главным. И этот закон, обязаны выполнять все художники, независимо от того, каким видом искусства они занимаются. Абсолютно все. Иначе, если его нарушить, не будет собственно искусства. Будет ремесло, может даже очень хорошее, может ещё что-то, но только не искусство. Что же это за закон такой и почему я думаю, что он - главный?
А потому, что это, закон ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВЫРАЖЕНИЯ ЯВЛЕНИЯ. Это может быть, пока ещё не совсем знакомые для вас слова, но к ним надо привыкать. Ничего, особенно сложного, в них нет, и их смысл, вам вполне будет понятен. Тут, просто надо разобраться, что же это за закон такой, в чём его суть и значение? Повторю – ЗАКОН ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВЫРАЖЕНИЯ явления.
Без него, искусство существовать не может. Все виды искусства опираются на этот закон, и нарушить его нельзя.
А теперь давайте разбираться, что значит – художественное выражение явления?
Итак, мы с вами знаем, что искусство, это ВЫМЫСЕЛ, вымысел художника, то есть человека, который занимается тем или иным видом искусства. А раз так, то всё, что создаёт художник, есть плод его воображения, его знаний и представлений о явлении, над которым он, как художник размышляет. И тут, обладая профессией, он может делать всё, что ему захочется. Он - художник и это его право создавать образ таким, каким он его видит.
Но для искусства, для его качества - только собственного видения художника – мало.
Для искусства необходимо, чтобы картина, мелодия, спектакль, обладали не только внешними признаками, подтверждающими их принадлежность к своему виду искусства, но и являли собой - гораздо нечто большее, а именно - выразительность художественного образа. Вот почему, я употребил словосочетание ВЫРАЖЕНИЕ ЯВЛЕНИЯ.
Художественно выразить явление, это, важнейшая составляющая любого вида искусства. Без этого, качество образа может быть таким низким, что к искусству, это произведение нельзя будет отнести.
А вот, что это такое, что под этим понимать, загадка очень непростая. Попробуем её немножечко поразгадывать, прикоснёмся к тайне. А то, что это тайна, я нисколько не сомневаюсь. И вот почему.
Много лет работая в художественном музее, общаясь с произведениями изобразительного искусства, я часто задаю себе вопрос: а что значит выразить – в картине, в рисунке, в скульптуре. Ведь только создать изображение – написать или нарисовать на плоскости, вылепить или высечь изображение, этого мало. Это ещё не значит, что конечный результат - произведение искусства. То, что это произведение, это понятно, но насколько ИСКУССТВА - это ещё вопрос. И вопрос - немаловажный.
Итак, мы подходим с вами к главному вопросу наших размышлений – что же такое выразить, в искусстве? Выразить, художественно! И уж извините, но в очередной раз, я, в качестве примера возьму произведение изобразительного искусства, так как это предмет моей профессии.
В Петербурге, в Государственном Эрмитаже, в одном из залов голландского искусства 17 века, висит картина великого Рембрандта « ВОЗВРАЩЕНИЕ БЛУДНОГО СЫНА ». В ней, Рембрандт выразил своё отношение к известной библейской притче. Он не единственный, кто коснулся этой темы в искусстве. Были и другие художники, и тоже, очень известные, но именно о картине Рембрандта, мне хочется сказать, касаясь темы нашего разговора.
Вы ещё не забыли – закон художественного выражения явления. Так вот, в своём « БЛУДНОМ СЫНЕ», Рембрандт, в абсолютном художественном совершенстве, удовлетворил всем правилам этого закона.
Он добился такой силы, такой убедительности художественного выражения, создал такое качество живописи, которое, оставаясь постоянным, получило право на вечное предстояние перед взором зрителя.
И действительно, тысячи людей, вот уже многие годы, предстоят перед этим великим полотном и находят в нём для себя ответы на вопросы, издавна волнующие человека.
Что же такого, сумел сделать Рембрандт в своей картине, чтобы так восхитить зрителя, чтобы заставить его размышлять, думать, испытывать самые разные чувства? Чем покорил он зрителя?
Он покорил его тем самым художественным выражением, о котором мы говорим. Он, как живописец, посмотрел на известную библейскую притчу, через главное, через самоё – живопись: технику письма, тональные отношения цвета, композиционное расположение фигур. Из всего этого, он создал своё, великолепное, живописное выражение темы. Талант, конечно же, помогал ему, но не только он, был помощником Рембрандта.
Ведь и время, в которое он писал эту картину, было для него особенным. Это был 1669 год, тяжёлый и трудный. Он остался один. Все самые дорогие и близкие уже умерли. Библия согревала душу и помогала превозмогать боль утрат. Почему-то, всё больше и больше, его затрагивала притча о блудном сыне. Видимо, что-то такое, особенное, в ней было. Захотелось написать картину и начал писать. Писал и думал о том, что и как, он расскажет людям. Расскажет красками, их цветом, их удивительной способностью делать невидимое - видимым, создавать живописные образы. Написал и вскоре ушёл из жизни.
Это была его последняя картина, его завещание нам - людям.
Почему же я считаю, что в этой картине, Рембрандт добивается высочайшего художественного выражения явления?
Потому что в ней, он не просто изображает события известной притчи, а так выстраивает её живописную драматургию, что в душе зрителя возникает то состояние, когда он испытывает, то самое наслаждение, о котором говорилось выше.
Не просто изобразить (этого мало), а ВЫРАЗИТЬ - вот главное в искусстве, в настоящем искусстве.
Выражение, это создание образа такого художественного качества, когда у зрителя, возникает целая гамма самых разных ощущений - порой острых и необыкновенных, которые в свою очередь и порождают, то самое наслаждение - наслаждение от искусства. Выразить в искусстве, это значит сказать что-то такое, очень важное, нужное, необходимое и сказать это так ярко, так убедительно и при этом подарить зрителю возможность самому угадывать и понимать это.
На такое способен только великий художник. Рембрандт Харменс Ван Рейн и был таким. Он в каждом своём полотне, старался не нарушить закон художественного выражения явления. О чём бы он ни писал, о ком бы, не говорил. Вот почему, эта картина обретает право вечного предстояния перед зрителем, когда в одном изображённом моменте, помещена целая жизнь, когда в одной картине, задаётся так много вопросов и обретается право ответов, когда затрагиваются вечные ценности, над которыми не перестаёт размышлять человечество. Наверное, это и можно назвать: ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ВЫРАЖЕНИЕМ ЯВЛЕНИЯ. Без этого закона, искусство теряет свой смысл, теряет свою природу. Давайте, не забывать этого.