Гарри Гаррисон - не самый мой любимый писатель. Возможно всему виной плохие переводы, возможно меня утомляет обилие бесконечных деталей, возможно я попросту не фанат scifi. Однако я читаю Гаррисона. Иногда даже с удовольствием. Я глубоко уважаю его, как писателя, мне интересны некоторые идеи, которые он преподносит, да и сатира в его произведениях всегда на высоте. Так что, думаю, многим будут интересны эти книги, да и прочитать их хотя бы раз стоит каждому.
"Да здравствует трансатлантический туннель! Ура!"
Цвета свинцово-серого неба и морской волны во время шторма.
Эта книга понравится любителям стимпанка. О да! Здесь куча механизмов, вышагнувших из девятнадцатого века. Правда они соседствуют с атомоходами и эвм, но последних не так много, и основная роль по прежнему отведена газовым горелкам и паровым двигателям. Гаррисон предлагает нам заглянуть в иную реальность, где свершилась альтернативная история. Кстати, наша реальность тоже присутствует в этой вселенной, но героям книги удаётся взглянуть на неё мельком, как бы через замочную скважину.
В чём же основное отличие параллельного мира от нашего? В простом и казалось бы малозначительном факте, имевшем место быть в 1212 году, когда безвестный пастух Мартин Алайя Гортран был убит. Герои книги - всё те же звёзды мировой истории, что и в нашей реальности, только вот больше англичане и американцы, из-за чего, как мне кажется, российскому читателю, мало знакомому с американской историей, будет сложно по достоинству оценить всю значимость персонажей. Не ищите в этой книге какой-то философии, высшие идеи приходится наблюдать всё через ту же замочную скважину, и они идут как бы довеском к произведению, большая часть которого уделена описанию технических новинок той реальности. На фоне громоздких машин и межконтинентальных корпораций, изменяющих картину мира, человеческие жизни кажутся маленькими и ничтожными, смерть совершенно не трогает, да и Гаррисон вроде как обходит её стороной. Книга - чистейший SciFi, и люди в ней присутствуют постольку, поскольку описания механизмов необходимо было разбавлять хоть каким-то сюжетом. Читателю в большинстве своём не интересно, как работает дирижабль или бурильная установка. Читателю интересны действия, чувства, интриги, приключения, но всего этого в книге очень мало. Даже любовная линия скупа и куца, конфликты высосаны из пальца, проработаны три четыре персонажа - собственно больше и не нужно, ведь остальные только заполняют сюжетное пространство, которое Гаррисон вынужден был внести.
Причин прочесть книгу совсем немного, если ты не поклонник стимпанка, альтернативной истории, или инженерных фантазий.
Скучно. Мне пришлось приложить много усилий, чтобы дочитать "Туннель" до конца. К тому же в каждой строке, не наполненной чудесами экспериментальной техники, сочится такая любовь к Соединённым Штатам, что в пору и самому читателю заделаться патриотом Америки. С другой стороны, книга писалась американцем для американцев, так что ничего удивительного в обожании и пропаганде американского уклада нет. И всё же мне было немного противно, и неловко, будто я подглядывал, как мистер Гаррисон дрочит на звёзднополосатый флаг.
Какие выводы я сделал, прочитав "Туннель"?
Да ровным счётом никаких! Для себя я не почерпнул ничего. Зато в который раз убедился, что Гаррисон не самый лучший писатель (эх, не дело это - высказывать мнение о самом писателе в рецензии, но...). Слишком дотошно он подходит к написанию мира, представляет всякое явление скурпулёзно, не скупясь на детали, душевно создаёт главных героев и до жути логичен в структуре произведения (нередко это и его самого ставит в тупик, но не здесь). К Гаррисону невольно испытываешь уважение. Что говорить, в плане визуализации образов ему нет равных... но Гарри узколоб. Ему недостаёт широты взглядов, поэтичности, он слишком сосредотачивается на конкретной задаче, которую ставит в книге, а ведь его фантастика много теряет от этого. Она могла быть более яркой, живой, захватывающей, таинственной. Все воспроизводимые им системы примитивны и шаблонны, и он не раз проговаривается об этом в своих произведениях. Гаррисон увяз в американской мечте и не представляет себе мира без Америки. Не Америки, как страны, а Америки - как образа жизни и стиля мышления. Он ослеплён любовью, и не способен отличить свободу от торгашества, разврата и варварства из-за своей слепоты. Поэтому нам особо не чему учиться у его героев.