Или ещё раз о «советском нуаре»
Подписывайтесь на наш канал! Ставьте лайки! Приветствуется репост материала в соцсетях!
А разве в Советском Союзе было гангстерское кино? – может спросить иной читатель. Не как массовое явление, в большей степени как исключение, но всё-таки было. Мы говорим о двухсерийном фильме «Братья Рико», который в 1980 году был снят на студии «Беларусьфильм»
Это как раз время второго пика популярности т.н. «советского нуара», который приходился на окончание 70-ых – начало 80-ых годов (первый пик был во второй половине 50-ых годов). Именно в это время возникает целая череда прекрасных фильмов, которые являются не просто «жемчужинами советского нуара», но достоянием советского кино в целом: «Место встречи изменить нельзя» (1979), «Тегеран-43» (1980), «Грачи» (1982), «Мой друг Иван Лапшин» (1984) и т.д. Хотя во всех этих и прочих фильмах «гангстерская тема» осторожно обходилась стороной.
Впрочем, появление фильма «Братьев Рико» на свет было в большей степени заслугой литературного источника. Более того, его автора, прославленного французского криминального писателя Жоржа Сименона, который «подарил» нам весьма популярного в Советском Союзе комиссара Мегре. Однако в копилке этого литератора была мафиозная повесть, рассказывавшая о судьбе трех братьев
Сименон написал её почти сразу же после окончания Второй мировой войны. И двухсерийный советский фильм отнюдь не был первой экранизацией. В 1957 году уже на закате классического нуара был снят одноименный фильм в США. Впрочем, тот обладал некоторыми минусами. Например, было решено дать «нейтральную концовку», когда Эдди Рико «сдает» криминальный синдикат силами правопорядка
К слову сказать, затем был телеспектакль со Стржельчиком и Копеляном, поставленный в 60-ые годы. Но нас интересует именно фильм 1980 года. В этом отношении советский проект выглядит куда более остро и мрачно, чем «американский нуар». Опять же несмотря на некоторое сходство определенных сцен (во второй серии), именно советский фильм является более сюжетно целостным, хотя и не лишен некоторых недостатков (в первую очередь связанных с воссозданием обстановки Бруклина и нестареющими на протяжении десятилетий сценического действия персонажами)
Познавательный канал про маркетинг и рекламу REDCAT
Что же выгодно выделяет советский фильм? Он превращен в своего рода мини-эпопею, рассказывающую о возникновении организованной преступности в США. Можно было бы найти даже некоторые невольные переклички с легендарной лентой «Однажды в Америке», если бы советский фильм не был снят на четыре года раньше
В советском фильме действие происходит на трёх временных отрезках: в 1932 году, в 1946 году, в 1965 году. Первые два приходятся на первую серию, третий – на вторую. В первой серии рассказывается предыстория семейства, когда в силу трагической случайности гибнет Чезаре Рико и в тот же самый день рождается младший из братьев.
Дружественный нам канал «Настольная книга старорежимной сплетницы»
Cо временем у каждого из братьев проявляется собственный талант. Эдди – хорошо управляется с финансовыми делами, младший Джонни неплохо разбирается в машинах и отлично водит, средний Джино - превосходно стреляет. Всех их решает использовать в собственных целях «набирающий вес» гангстер Сид.
Однако по мере того, как множится количество преступлений, некоторые из братьев начинают сомневаться в том, что они выбрали правильный путь. От дел решает отойти младший Джонни. Однако «криминальные синдикаты» ещё никто просто так не покидал. У боссов мафии возникают опасения относительно того, насколько тот будет молчалив. А потому его найти должен старший брат, который внезапно превращается в некое подобие «частного детектива»
В отличие от американской версии фильма Эдди показан как весьма сообразительный малый, но при этом сугубый конформист. Ради «теплого места» и положения в обществе он готов смириться с тем, что предал своих братьев. И это придает именно советской ленте мрачное звучание. Несмотря на некоторую скомканность (некоторые эпизоды выглядят лишь набросками к основному сюжету) фильм в наши дни получает удивительную «актуальность». Опять же в ленте мелькает малоизвестная в те дни Лайма Вайкуле
Дружественный нам канал «Настольная книга старорежимной сплетницы»
Новый лидер показов нашего канала