Найти в Дзене
Издательство "Гангут"

Первые миноноски отечественной постройки

Одна из 60-футовых миноносок Д.Ф. Берда в составе болгарского флота
Одна из 60-футовых миноносок Д.Ф. Берда в составе болгарского флота

Бурный прогресс в промышленности, характеризовавший вторую половину ХIХ века, не мог не сказаться на дальнейшем развитии военных флотов. В результате временного преобладания брони над артиллерией во всех ведущих морских державах повышенное внимание стали уделять минному оружию и его носителям — минным катерам и миноноскам, первую из которых в 1872 году правительство Норвегии заказало известной английской фирме Д. Торникрофта.
На ее испытаниях, состоявшихся
17 октября 1873 года, присутствовал капитан 1 ранга Н.В. Копытов, который уже на следующий день в весьма восторженных выражениях доложил русскому военно-морскому агенту (атташе) в Англии контр-адмиралу И.Ф. Лихачеву об их результатах и своих впечатлениях.
В итоге чертежи этой миноноски, получившей наименование «Rap» (водоизмещение 15 т, скорость до 15 уз; вооружение — две шестовые мины), были переправлены в Россию.
Толчком к постройке миноносок в России послужило назревание вооруженного конфликта с Турцией. Среди мероприятий, принятых с целью обороны черноморского побережья, в ноябре 1876 года принимается решение о приобретении двух миноносок за границей и четыре миноноски, исходя из реальных возможностей промышленности, построить в России.

В результате в Англии на заводах Девиня в Черси и Э. Ярроу в Попларе приобретаются первые две миноноски, которые зимой 1876/77 годов были доставлены в Одессу, где они «состояли при обороне этого порта» под номерами 1 и 2.
Начало строительству миноносных кораблей на отечественных верфях положил владелец механического завода в Санкт-Петербурге Д.Ф. Берд, предложивший в
октябре 1876 года построить корабль, специально предназначенный для действия минами Уайтхеда (торпедами). А спустя месяц он начал переговоры о строительстве дополнительно еще четырех «миноносных винтовых железных шлюпок», которые завершились «высочайшим разрешением» строить их для защиты портов на Черном море.
Итогом последовавшего разрешения стало подписание
17 декабря контрактов между Санкт-Петербургской конторой над портом и заводом Берда на постройку «одного быстроходящего винтового судна, предназначенного для действиями минами Уайтхеда» (впоследствии — «Взрыв») и четырех миноносок: двух «60-футовых» (первоначально № 3 и № 4) и двух «75-футовых» («Воробей» и «Ворона»).

Чертеж одной из первых миноносок Д. Торникрофта, доставленный в Россию в 1873 году
Чертеж одной из первых миноносок Д. Торникрофта, доставленный в Россию в 1873 году

«60-футовые» миноноски завод Берда обещал сдать флоту не позднее 2 мая, а «75-футовые» — 2 июня следующего, 1877 года. При этом первые две должны были развивать и поддерживать в течение часа скорость не менее 15, а вторые две — не менее 16 уз.
Особо оговаривалось, что запаса угля (6 т) должно хватить на шесть часов «самого полного хода» или на сутки при скорости 12 уз. Испытания надлежало проводить между Санкт-Петербургом и Кронштадтом. При этом на испытуемой миноноске должно было стоять полное вооружение из двух выдвижных носовых минных шестов со всеми устройствами для работы с ними.
Согласно «Спецификации четырех миноносных винтовых железных шлюпок» главные размерения первых двух миноносок составляли: длина 18,3, ширина 2,3 и углубление 0,6 м носом и 1,1 м кормой, вторых — 21,8 × 2,7 × 1,0/1,7 м соответственно.
В качестве эксперимента обшивку одной из «больших миноносок» в подводной части предлагалось «выполнить медной». У всех же остальных она предполагалась стальной, как и верхняя палуба «по всей длине».

Механизмы предусматривались
«с поверхностным охлаждением», для снижения шума от их работы. Они снабжались холодильником (конденсатором), вода в который подавалась «посредством центробежной помпы, насаженной на главный вал». На другой конец вала надевался шкив вентиляторной машинки.
Рабочее давление в локомотивных котлах не должно было превышать 9 кгс/см2 . При этом много споров вызвало и устройство стальных топок в котлах, запрещенных к тому времени даже на локомотивах. Питание котла на ходу осуществлялось машинными помпами, «качавшими» воду из конденсатора, а на якоре — эжектором.
В фондах Центрального военно-морского музея сохранились модели этих миноносок, причем одна из них двухвальная. Можно предположить, что в начале проектирования Д.Ф. Берд намеревался «75-футовые» миноноски стоить двухвинтовыми. Но никакого документального подтверждения этому факту автору пока найти не удалось.

Одна из первых миноносок, приобретенных Россией в Великобритании в 1876 году (The Illustrated London News. June 16, 1877)
Одна из первых миноносок, приобретенных Россией в Великобритании в 1876 году (The Illustrated London News. June 16, 1877)
-4

Миноноски, разделенные по длине на три отсека, имели, по существу, лишь одну водонепроницаемую переборку, отделявшую минное отделение от машинно-котельного. Позднее, в сентябре 1877 года, по настоянию Морского технического комитета (МТК) завод Берда согласился установить на «75-футовых» миноносках еще по две водонепроницаемых переборки в носовом и кормовом отделениях, закончив эти работы к ноябрю того же года.
Минное отделение служило для размещения различного оборудования для действия минными шестами: лебедок, коммутаторов, гальванических батарей. Здесь же стоял штурвал. Служило это отделение и «капитанской каютой». За минным располагалось машинно-котельное отделение и в корме — матросский кубрик.
Водоотливные средства состояли из «коловратной помпы» в минном отделении, эжектора для откачки воды из машинно-котельного отделения и небольшой ручной помпы.
На верхней палубе над машиной и котлом и частично над минным отделением шел кожух, на котором располагались раструбы вентиляторов, проходила дымовая труба и крепилась боевая рубка, по существу «металлический колпак с иллюминаторами».

При этом рулевой стоял в минном отделении, а через иллюминаторы лишь наблюдал обстановку. По отзывам современников, управлялись миноноски легко.
«Достаточно было на полном ходу нажать только на ручку штурвала одним пальцем, — вспоминал командир одной из миноносок, — как руль уже трогался, и если представлялась необходимость, то можно было совершенно остановить штурвал, и руль оставался в том положении, которое ему было придано».
Что касается пера руля, то оно состояло из двух половинок, соединенных кольцом для пропуска гребного вала, на который был насажен двулопастный гребной винт, защищенный от ударов о грунт «крепкой пяткой».
Минное вооружение миноносок, разработанное начальником минной части контр-адмиралом К.П. Пилкиным, оказалось весьма громоздким. Его масса доходила до 90 пудов (1440 кг). Состояло оно из двух выдвижных шестов длиной по 9,75 м каждый и диаметром 0,1 м и закрепленного на носу миноноски бимса с вилками для их приведения в боевое положение.
В выдвинутом (боевом) положении они системой талей и установленных на верхней палубе бугелей удерживались на высоте 0,5 м над палубой. Такая конструкция шестового вооружения привела к тому, что при выходе одной из миноносок за боны Кронштадтского рейда у приемной комиссии создалось впечатление, что она «вот-вот перевернется».

Модель миноноски «Воробей» (до 15 апреля 1878 г. — № 3)
Модель миноноски «Воробей» (до 15 апреля 1878 г. — № 3)
Модель миноноски «Черепаха» (до 15 апреля 1878 г. — № 3)
Модель миноноски «Черепаха» (до 15 апреля 1878 г. — № 3)

19 мая 1877 года первая из «60-футовых» миноносок была спущена на воду, 21 мая благополучно спустили и вторую такую же. Но уложиться в контрактные сроки заводу так и не удалось: «60-футовые» миноноски предъявили к испытаниям лишь к 3 июля, а «75-футовые», спущенные на воду 9 июля и 9 августа, — только в сентябре.
На испытаниях, даже с покрытой графитом для снижения трения скольжения подводной частью, все четыре миноноски так и не смогли развить скорость более 11,5 уз.
Из-за ряда просчетов, оказавшихся неизбежными ввиду полного отсутствия какого-либо опыта постройки кораблей подобного класса, мореходные и боевые качества этих миноносок оказались настолько низкими, что даже поднимался вопрос о целесообразности приемки их в казну.
Однако, несмотря на неудовлетворительные результаты испытаний,
27 июня «60-футовые» миноноски по указанию управляющего Морским министерством стали готовить к перевозке на Дунай, где в ходе вспыхнувшей в апреле 1877 года очередной русско-турецкой войны разворачивались боевые действия против Оттоманской империи...

© Н. Н. Афонин
Фрагмент статьи из сборника "Гангут" №96/2016
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangut