В предыдущих сериях: закрытая спасательная станция, разрывающие душу закаты над заливом, трехъярусные квартиры и Канонерские острова. Ссылки будут в конце статьи.
А ещё в конце статьи будет видео на 8 с лишним минут. Первая его половина практически полностью повторяет наш сегодняшний маршрут, начиная с карьера. Во второй половине показываю места, про которые писал в первой и второй частях прогулки. Видео без субтитров, чтобы понимать что там, лучше, конечно, дочитать эту статью до конца. Музыка на видео — моя бывшая группа Izoomi, в которой я имел удовольствие играть на барабанах.
Возвращаемся к тексту. Вторая часть закончилась тем, что мы дошли до конца Путиловской набережной и пошли в дикую часть острова.
Начало тропы
Путиловская набережная заканчивается парковкой и шлагбаумом у дома №3. За воротами — офисные здания и соевый завод. Обходим всю эту красоту слева и идём по тропинке вдоль стены.
Сначала тропинка узкая, но скоро она расширяется и даже становится кое-где асфальтовой. Потом опят сужается. Чтобы вы понимали, как это выглядит, а можно ли там проехать на велосипеде, вот фото разных участков тропы:
Слева спуск к воде. Там гости из южных республик каждый вечер готовят шашлык. Метров через 100 встречается первый интересный объект: каменная кладка старого причала. К нему можно спуститься. Сразу предупреждаю: все спуски к воде — для небрезгливых, потому что мусора там очень много. Про мусор напишу отдельно.
Лесной Мол Створный Задний
Если смотреть налево, то открываются красивые виды на рейд Лесного мола и маяк Лесной Мол Створный Задний — самый высокий маяк в России и четвёртый по высоте маяк в мире. Его высота 73 метра, над уровнем моря — 76 метров.
Развилка
Идём дальше и доходим до покосившегося бетонного куба, какой-то съехавшей постройки с жутким, но красивым граффити. Я писал о нём в предыдущей части.
На развилке есть несколько вариантов. Можно пойти направо и вернуться к кольцу у туннеля по берегу Финского залива, а можно пойти прямо по косе в сторону самой западной части острова.
Если идти прямо, то тоже есть 2 варианта. Первый — идти справа внизу вдоль зарослей камыша. После дождей там может быть слишком мокро, но в сухую погоду нормально. Есть 2 минуса:
- высокая и густая крапива (шорты и футболка — не для этой тропы)
- вся тропинка устлана бытовым мусором, идёшь как по свалке
Но есть и плюс: это прямая и ровная дорога. Идти до самого конца так не получится, всё равно придётся забираться наверх, на дамбу, так что я рекомендую сразу идти поверху.
Второй вариант — идти прямо по каменной дамбе. Её построили в конце 19 века для защиты Морского канала, чтобы песок с Финского залива не тянуло в углублённый фарватер. И дамба до сих пор стоит, хоть местами и потеряла часть камней. Идти сложнее, надо лавировать между камнями и корнями. Зато тут чисто, сухо и вообще интереснее.
Однажды я возвращался этим путём уже после заката. Хорошо, что в телефоне оставался заряд для работы фонарика: в темноте там было бы совсем тяжело идти.
Тропа на косе
Самая интересная и разнообразная часть пути — это тропа на косе. Тут будут и живописные рощи, и открытые поля, и перешеек в 5 метров шириной, через который в непогоду перекатывают волны, и даже какие-то мантры на флажках. Листайте галерею:
Когда я шел тут первый раз, мне казалось, что я первооткрыватель этих мест. Но место оказалось вовсе не безлюдным, здесь много гуляют, в том числе, и пенсионеры. Пару раз встречал людей с палатками, которые остаются на косе с ночевкой. Но удивительным образом тут всё равно ощущается уединение.
Трафик в Морском канале плотный, суда проходят один за другим. Идёшь себе по тропе, а мимо проплывают здоровенные суда. Очень непривычно и необычно!
Крайняя точка остова. Разрыв дамбы. Стела "Ленинград"
Конец косы Канонерского острова — это такое нагромождение камней. Идти там непросто, да ещё и ветер обычно задувает что есть сил. Но настоящему рыбаку это всё не помеха. Мужики с удочками стоят там примерно всегда.
Отсюда видно стелу "Ленинград", но с неудачного ракурса. Вот если отплыть подальше, то её будет видно лучше. Я снял стелу с дрона вечером, — во всей её красе с декоративной подсветкой. Ссылку на статью с фотографиями и видео вы найдёте в конце.
Раньше коса Канонерского острова уходила далеко в залив. Но со временем дамба кое-где разрушалась, а может, её разрушили специально, чтобы там могли ходить буксиры. Так или иначе, вместо одной большой косы появилось несколько отдельных островов. Один из них хорошо видно с крайней точки острова. Там часто ставят палатки рыбаки.
Дорога обратно
Обратно мы пойдем по другой стороне Канонерского острова — по берегу Финского залива. Но сначала вернёмся по косе до развилки. Когда мы шли к крайней точке острова, то смотрели в основном налево, на Морской канал. Теперь, по пути обратно, открываются виды на Финский залив. Можно немного сойти с дамбы и спуститься к воде. Но осторожно, там легко можно оступиться.
Дойдя до развилки, поворачиваем налево и мимо участка с зарослями камыша выходим на берег Финского залива. Тут очень красиво на закате, особенно, когда вдали проходит какой-нибудь паром или караван судов.
Карьер
Можно было бы просто идти дальше по берегу и вскоре дойти до жилых домов. Но мы сначала завернём на карьер. Для этого надо подняться наверх и немного углубиться в остров. Пройдя мимо карьера, можно снова выйти на берег Морского канала. Но мы туда не пойдём, а остановимся на берегу.
Когда-то тут был песок, и люди приезжали сюда отдыхать и купаться. Сейчас всё заросло, везде мусор, но мангалы и кострища говорят о том, что люди до сих пор сюда приезжают.
С карьером связана одна жуткая история. В 90-х в нём утонула девочка, водолаз со спасательной станции искал в карьере тело ребёнка, но нашёл тело женщины. Она стояла вертикально среди ящиков со стеклотарой, и движения воды колыхали её платье. Именно поэтому в водолазы идут только люди с крепкой психикой.
Песчаный и каменный пляжи
На карьер посмотрели, можно идти дальше. Через пустырь за соевым заводом снова выходим к Финскому заливу. Огромная территория ничем не занята. От самого карьера и до вот этих домов на горизонте — абсолютно ничего.
Мы еще вернёмся к этому пустырю немного позже, а пока спустимся на берег залива. Тут, наконец, нормальный песчаный пляж. Купаться, конечно, нельзя, но позагорать в солнечный день — почему бы и нет?
Песочный пляж заканчивается, надо подняться наверх и немного пройти над берегом. Вскоре снова можно спускать к воде. Но тут уже не песочный, а каменный пляж, который переходит в бетонную набережную.
Сквер на окраине и призрак церкви
Если здесь подняться наверх, то мы попадём в благоустроенный сквер на краю жилой застройки. Отдельного внимания заслуживают качели с кованными цветами. Во-первых, это красиво, во-вторых, качаться на качелях с видом на залив — прекрасная медитация.
Помните, я говорил, что мы вернёмся к пустырю за карьером и соевым заводом? Так вот возвращаемся. У РПЦ в планах построить на Канонерском острове церковь. На месте этого сквера. Рядом огромный ничем не занятый пустырь, но нет, церковь надо строить именно в уже благоустроенном сквере. Местные жители, конечно, против.
Во-первых, церковь там вообще не нужна. Для служб есть Богоявленская церковь на углу Двинской и набережной Екатерингофки. Она пустует. Так зачем строить новую?
Во-вторых, хотите — стройте, но не в сквере, а на пустыре. Заодно и место окультурите. На мой взгляд, это был бы наилучший вариант.
В-третьих, возмущает нездоровая агитация. По острову хотят какие-то непонятные люди, собирают подписи в пользу новой церкви и используют при этом доводы в духе "не хотите церковь, будет стоять мечеть". Что это, как не разжигание нетерпимости?
Короче, с церковью на Канонерском острове всё очень некрасиво получается. Надеюсь, город не пойдёт на поводу у РПЦ, а прислушается к мнению своих жителей.
Гаражи
Сразу после сквера начинаются гаражи. Они есть и в других частях острова, но тут, насколько я понимаю, основной гаражный массив.
До 1983 года на острове не было автомобилей, т.к. не было туннеля под Морским каналом. Связь с "материком" осуществлялась через речной трамвайчик. Но гаражи-сараи были и тогда: в них хранили лодки. В фильме "Ребята с Канонерского" показана жизнь на острове до открытия туннеля, и там у пионеров был штаб именно в таком старом лодочном сарае, на смену которому пришли более современные гаражи.
Но и сейчас в этих гаражах некоторые местные хранят не автомобили, а лодки. Пока гулял там, видел, как двое мужиков вытащили моторку, спустили её через в воду через проход, который вы видите на первом фото, и уплыли рыбачить.
Набережная у трубы
После гаражей начинается хорошая чистая бетонная набережная. Многие гости острова ограничиваются прогулкой от кольца до этой набережной и обратно. Таким образом получается увидеть залив с обеих сторон от ЗСД.
Здесь удобно ходить или сидеть на теплых камнях (летом). В шторм можно перелезть через забор у трубы, и сверху смотреть, как волны накатывают на бетонные плиты.
Дойдя до конца бетонной набережной, можно перелезть через невысокий забор и мимо пустыря с трубой выйти на Путиловскую набережную, прямо к остановкам маршруток. Или пройти налево, к бассейну "Прибой" и остановке автобусов у заправки Лукойл.
Как вы понимаете, раз пошёл разговор о маршрутках и автобусах, наша экскурсия подошла к концу. Но я рассказал ещё не всё, что хотел. Отдельно напишу про мусор и экологию Канонерского острова, про кирпичные пляжи и бесполезные субботники. Если эта тема вам интересна, подписывайтесь, чтобы не пропустить!
Предыдущие части можно почитать здесь:
✔️ Канонерский остров в Петербурге. Часть 1
✔️ Канонерский остров в Петербурге. Часть 2
✔️ Добро пожаловать в Ленинград! Ретро-стела встречает заморских гостей