Найти тему
Владосовы Мнения

Ретроспектива самой сломанной серии игр: Caslevania II: Simon's Quest [Мнение]

Обложка версии NES (1988)
Обложка версии NES (1988)

Раз уж я принялся марафонить серию, то за первой частью, разумеется, должна идти вторая. В современном мире на сиквелы довольно часто принято вешать ярлыки "лучше" или "хуже" оригинала. Связанно это не столько с индивидуальным восприятием, сколько с объективными критериями того, что сделано лучше, а что хуже. Самый нашумевший сиквел 2020 года довольно объективно всеми считается хуже первой части, по довольно понятным причинам. В то же время, какой-нибудь Half-Life 2 объективно считается лучше первой части, потому что лучше предшественника во многих аспектах, а уж что больше нравиться, это субъективщина.

Герой сегодняшнего текста же не поддаётся подобной характеристике.

-2

Несмотря на цифру 2 в названии, игра очень сильно отличается от своей предшественницы. Мы продолжаем играть за Саймона Бельмонта из первой части, но вместо линейного платформера перед нами почти RPG с открытым миром и циклом смены дня и ночи, что для своего времени было офигеть как круто. Мы вольны ходить по городам, разговаривать с жителями, покупать дополнительное снаряжение, исследовать "данжи" и прокачивать свой максимальный запас жизни. Тем не менее, платформинг никуда не делся, пусть и стало его заметно меньше. Игра сделала акцент на другом – загадках.

Интересно, что японская обложка почти не отличается от американской. Разве что название совсем сменили. Первая часть была "Akumajou Dracula" (Дьявольский замок Дракулы), вторая стала "Dracula II: Noroi no Fuuin" (Дракула 2: Печать проклятия). Удивительно, что путаницу решили не вызывать именно на западе, оставив в названии слово "Castlevania".
Интересно, что японская обложка почти не отличается от американской. Разве что название совсем сменили. Первая часть была "Akumajou Dracula" (Дьявольский замок Дракулы), вторая стала "Dracula II: Noroi no Fuuin" (Дракула 2: Печать проклятия). Удивительно, что путаницу решили не вызывать именно на западе, оставив в названии слово "Castlevania".

Японская версия игры вышла на полтора года раньше американской. При этом адаптацией игры на английский язык занимались сами разработчики из Konami. Предисловие игры, висящее в главном меню, гласит:

Пролог
Войди в тени адского дома.
Вы возвращаетесь сюда к Трансильвании по делам:
Навсегда уничтожить проклятье злого графа, Дракулы.
(вольный перевод с попыткой адаптации)
Пролог Войди в тени адского дома. Вы возвращаетесь сюда к Трансильвании по делам: Навсегда уничтожить проклятье злого графа, Дракулы. (вольный перевод с попыткой адаптации)

Казалось бы, вот отличная возможность прописать сюжет игры внутри самой игры, не прибегая к книжкам, что поставляются с игрой. В оригинальной японской версии игры это окно выглядело точно также, на том же самом английском языке.

-5

В общем нет, подробностей вам не расскажут. Милости прошу к буклетам.

Страница официального мануала. Источник: thegameisafootarcade.com
Страница официального мануала. Источник: thegameisafootarcade.com

Согласно предыстории, в один день перед Саймоном появляется прекрасная дама и ведает ему о том, что он проклят Дракулой и вот-вот умрёт. Чтобы снять проклятие, нужно собрать 5 частей графа Дракулы и сжечь их в замке Кастлевания. Так Саймон и отправляется на свой квест.

Играя в игру, я практически был уверен, что в мануале найдётся и карта мира с названиями всех городов и как к ним пройти. Нет, ничего там нет.
Играя в игру, я практически был уверен, что в мануале найдётся и карта мира с названиями всех городов и как к ним пройти. Нет, ничего там нет.

И этот самый квест, выведенный в подзаголовок игры, оправдывает своё название уже в первые минуты игры. Поскольку в игре открытый мир, вы не знаете куда идти и что делать. Ладно, если есть мануал, вы знаете что вам нужно искать Поместья (The Mansions) в которых хранятся части тела Дракулы. Дойдя до первого же поместья, вы сталкиваетесь с проблемой.

Проблема
Проблема

Вы просто не можете никуда отсюда попасть. Падение в воду = смерть. Что делать? А раньше надо было думать. Надо было в первом городе купить "белый кристалл", а затем прийти сюда и активировать его. Тогда появиться лифт. Как до этого можно было догадаться? С помощью подсказок, что дают жители города, разумеется. Только вот ещё одна проблема. Они говорят односложными загадками. Всё, что вы сможете от них узнать, это фразы вроде:

  • "В городе N тебя ждёт друг",
  • "Подсказка к загадке Дракулы есть в лесу X",
  • "Ударься головой об утёс Y",

и всё в таком духе. Больше ничего вы от них не узнаете. Самыми полезными здесь остаются торговцы, которые хоть и не дают сдачу, если предметы не помещаются в инвентаре, а просто забирают деньги сразу, но всё же необходимы для прохождения. Если у вас есть инструкция – хорошо, вы знаете что какие предметы делают и как ими пользоваться, нет – страдайте, потому что никаких подсказок в игре нет. Ну точнее как...

Скринов с подсказками не нашёл
Скринов с подсказками не нашёл

В игре есть подсказки к прохождению, которые действительно могут хоть как-то направить заплутавшего игрока. Только они спрятаны в разрушаемых стенах. В первой части тоже были разрушаемые стены, но они разрушались ударом кнута. Здесь ты должен тратить святую воду, которая, естественно, не бесконечная. Таким образом, чтобы получить хоть какую-то подсказку что делать, придётся ходить по локациям и поливать блоки святой водой налево и направо. Таким же образом надо искать скрытых торговцев, без товара которых опять же, пройти игру невозможно. И ладно у тебя есть мануал, в котором написано, что святая вода ломает блоки..

маленьким не очевидным шрифтом,
маленьким не очевидным шрифтом,

но что делать без него? Ничего, лезь в прохождение. Представляю, как наверно ненавидели эту игру те, у кого она попадалась на картриджах для Денди в детстве. Тут с мануалом то не разберёшься, а без него только наугад проходить. Скорее всего, такой человек бросил игру, поиграв минут 10, посетовав на то, что это плохая игра. И не сказать, что он будет не прав.

А вот болото, через которое можно пройти только использовав предмет на неуязвимость. Сам разбирайся, что его вообще можно пересечь.
А вот болото, через которое можно пройти только использовав предмет на неуязвимость. Сам разбирайся, что его вообще можно пересечь.

Все механические косяки первой части перекочевали сюда без малейших изменений и доработок. Всё та же неудобная механика прыжка (к которой, на удивление, привыкаешь к концу игры); кривые хитбоксы; нелинейное нарастание сложности; враги респавнятся, стоит на пиксель отойти за пределы точки его спавна; лестницы. Ничего из косяков оригинала не исправлено просто потому, что все силы ушли на создание совершенно нового концепта – открытого мира и квестовых задачек.

Среди фанатов серии популярна фанатская игра "Castlevania II: Simon's Quest - Revamped", что была сделана на Game Maker. По сути ремейк оригинала с улучшенной графикой и дополнительными боссами. Кстати о них..
Среди фанатов серии популярна фанатская игра "Castlevania II: Simon's Quest - Revamped", что была сделана на Game Maker. По сути ремейк оригинала с улучшенной графикой и дополнительными боссами. Кстати о них..

На замену 6 интересным, пусть и весьма прямолинейным, боссам из первой части, пришло 3 новых босса. Ну как новых, у нас всё также есть Смерть и Дракула. Только в данном случае, это 2 бледные тени тех боссов, которыми они были в оригинале. Если Смерть ещё вызывает какие-то проблемы, то Дракула побеждается спамом кнопки атаки секунд за 5-10, под предметом, что даёт временное бессмертие. Единственный же новый босс это летающая маска Вампира (это имя такое "Вампира"), которая контриться наличием у героя щита. А у него его не может не быть к этому моменту. По итогу, боссы игры вызывают гораздо меньше трудностей, чем рядовые противники, вроде слизняков, по которым тяжело попасть из-за неудобных хитбоксов.

Собственно Дракула. Извините за спойлер, к игре 30-летней давности
Собственно Дракула. Извините за спойлер, к игре 30-летней давности

Я не знаю как относиться к этой игре. У неё очень интересный, для своего времени концепт, смена дня и ночи, а так же наличие 3 концовок, в зависимости от мастерства игрока. Визуальное исполнение, как и в первой части, всё ещё остаётся одним из главных факторов привлечения внимания к игре. Декорации нарисованы красиво, музыка запоминающаяся, дизайн локаций в принципе неплох. Да и сама идея с загадками, что говорят жители вполне интересна для "квеста".

Проблема всего этого квеста в том, что ничего из загадок, что говорят жители не понятно. Более того, в японской версии игры, некоторые жители ещё и врали. Всё это превращало игру не в приключение на вечерок, если ты умеешь играть, как в случае с первой частью, а в квест на недели и месяцы. С одной стороны, это отличная задумка. Но её реализация – хуже даже представить сложно.

Самый ломающий игру момент. В определённый момент игры, пройдя через реку, вы приходите в тупик. Логичным решением было бы развернуться, подумав что свернул не туда и уйти. Но нет, надо дойти до самого конца утёса, присесть и подождать секунд 5. После этого прилетает ураганчик и уносит тебя в следующую локацию. Потрясающе. Подсказка от жителя на это звучит как "hit Deborah Cliff with your head to make a hole" (ударь Утёс Деборы своей головой, чтобы сделать дыру). Спасибо Konami, я всё понял.
Самый ломающий игру момент. В определённый момент игры, пройдя через реку, вы приходите в тупик. Логичным решением было бы развернуться, подумав что свернул не туда и уйти. Но нет, надо дойти до самого конца утёса, присесть и подождать секунд 5. После этого прилетает ураганчик и уносит тебя в следующую локацию. Потрясающе. Подсказка от жителя на это звучит как "hit Deborah Cliff with your head to make a hole" (ударь Утёс Деборы своей головой, чтобы сделать дыру). Спасибо Konami, я всё понял.

С другой стороны, игра-то неплоха. Да, у неё огромные проблемы с механикой и сложностью загадок. Любой нормальный человек в наше время, без намерения специально пройти её, дропнул бы попытки на первом часу игры. Но что-то в ней есть. Что-то, что проняло меня только после победы над Дракулой. Игра действительно хороша, в определённом, извращённом, смысле этого слова. Недаром в Америке она получила статус культовой настолько, что в консоли NES Mini встроена эта игра только в США. Видимо, американский народ разглядел за этим что-то большее, чем даже японский. И такое бывает.

Фраза, появляющаяся во время наступления ночи даже стала отдельным мемом на западе, сродни "Die monster, you don't belong in this world!" из Symphony of the Night. На неё кстати и сделана отсылка в "The Binding of Isaac".
Фраза, появляющаяся во время наступления ночи даже стала отдельным мемом на западе, сродни "Die monster, you don't belong in this world!" из Symphony of the Night. На неё кстати и сделана отсылка в "The Binding of Isaac".

Тем временем, мой марафон серии продолжается. На очереди третья и последняя игра серии, что выходила на NES/Famicom/Денди. Подпишись на канал, чтобы не пропустить. Спасибо за прочтение!

Хоть трек Bloody Tears и появляется в более поздних играх серии, впервые он заиграл именно в Simon's Quest. А пиано-аранжировка ему идёт как нельзя лучше.