Найти тему
Аутизм и школа

Аутизм. Аппликация. Или как организовать занятие, чтобы оно приносило пользу и не требовало больших временных затрат.

Я периодически пишу о том, что сама придумываю пособия.

И сейчас приведу пример того, что я имею ввиду.

Гриша с учительницей на -Технологии- раз в неделю клеит аппликации. Суть в том, что ему даётся шаблон итоговой работы, и шаблоны для того, чтобы обвести, вырезать и наклеить. Всё.

И вот уже три таких занятия прошло. Я на на них присутствую как второй ученик. Тоже вырезаю, клею и стараюсь молчать.

Но вот наблюдая за Гришей и видя, с какими проблемами он сталкивается, решила сделать отдельно для него занятие по аппликации.

В силу того, что различных занятий у нас великое множество, я давно поняла, что любой процесс должен быть один раз создан, организован и забыт навсегда. То есть он не должен требовать от меня постоянного внимания. Необходимость лазить в интернет, искать шаблоны каждый раз, думать, а что нам понадобится.

Повторюсь. Занятий очень много. И если подготовке к каждому каждый день уделять хотя бы десять минут, никакого времени не хватит.

Поэтому я очень стараюсь на этапе первоначальной подготовки сделать так, чтобы всё, что от меня требовалось бы в последствии, это взять конспект открыть в начале урока, пробежать глазами и начать занятие. Всё.

Итак. Аппликация.

Проблема у Гриши следующая:

Как все, читающий этот канал, могут догадаться, он не может организовать свои действия в нужной последовательности (здравствуй, диспраксия).

Выглядит это так — обвёл деталь карандашом, бросил карандаш прямо перед собой, собирается вырезАть, карандаш мешает. Намазал клеем, надо приклеивать, а одна рука занята, потому что (привет) в ней клей.

Вот проблема, которую я хочу решить с помощью аппликации.

Всё остальное по отдельности Гриша отлично делает: и собирает фигуру, и обводит шаблоны, и вырезает, и наклеивает (с успехом борясь с брезгливостью по отношению к клею).

Но вот эта вот организация последовательности у него вызывает трудности. И он даже сам этого не понимает. Сейчас он стабилен. И это не приводит к раздражению. Но раньше вот этот вот карандаш с клеем, которые мешают ему, могли вызвать истерику. Хотя он сам может и должен их убрать в сторону. Он просто не понимает, что это надо сделать.

Вот такие задачи.

Но всем, кто читает этот канал, известно, что мы ничего не делаем просто так. И в любой деятельности обязательно будет решение не только прямых больших проблем, но и косвенных.

Итак. Поехали.

Аппликация.

Цветочки? Домики? Лебеди?

Нет.

1. Я нашла танграм.

Всем, надеюсь, известно, что это головоломка, которая что-то там развивает. В общем, не просто цветочки с бабочками.

2. Набрала 70 шаблонов. Распечатала на листочках А4.

Не на карточках, как могло бы показаться логичным, а на листе А4. Почему? Потому что у Гриши большая проблема с выбором. И до момента, когда я о ней узнала, всегда сразу предлагала ему то, что надо делать, потому что видела напряжение с его стороны при выборе и считала это его особенностью, невозможность выбирать. Но как только узнала, что это именно симптом, сразу же начала забрасывать (в умеренном количестве и очень аккуратно) Гришу необходимостью выбирать.

Таким образом, в начале занятия перед Гришей встаёт выбор. Он сам должен выбрать картинку, которую будет делать.

3. Выбрал. Берёт шаблон и собирает картинку. А это, мы помним, очень полезно для чего-то там (пространственное мышление, логика и так далее).

4. Но мама — садист, она сделала картинки чёрно-белыми (специально)

-2

и Грише предстоит выбрать цвета деталей. Это опять путь решения проблемы с выбором. Осознанный. И Гриша сам выбирает цвета деталей.

Второе занятие.
Второе занятие.

Сейчас он, правда, нашёл стопроцентное решение - движется по радуге. Но и на это я знаю как повлиять, просто убрав часть радуги из цветной бумаги.

5. Обвести детали. Здесь нет особых проблем. Только вот учительница учит Гришу экономить бумагу. Ну и я решила, почему бы и нет. У Гриши это плохо получается. Он не понимает, зачем надо с края листа класть деталь и экономить бумагу, если можно просто в центре положить и вырезать. А раз не понимает, будем учиться это делать.

6. Ну а дальше просто аппликация. Ровнее вырезАть, ровнее наклеивать, аккуратно наклеивать, переклеить, если получилось криво, и так далее.

Всё.

Итак.
Простая, ничем не примечательная аппликация может помочь научить ребёнка очень многому. Не только делать кривые картинки))) А Грише ещё свойственно любой приобретённый опыт и навык переносить во все сферы жизни. Так что работа над организацией своих действий в аппликации - это работа над организацией своей деятельности везде.
А правильно составленный материал не будет требовать никаких временнЫх затрат со стороны учителя.
Всё, что мне нужно сделать в начале урока, это положить бумагу, шаблоны, альбом, клей, ножницы и карандаш. Всё это лежит в одном месте, протянул руку и достал.
Шаблонов я подготовила 70.
Вопрос с аппликациями закрыт на три месяца.
Надеюсь, наш скромный опыт поможет кому-нибудь.

Удачи вам и терпения!

Всё, что я описала, можно посмотреть на видео. Это второе занятие.

-4