Найти тему
Qazaq Agro

Дмитрий Пампур: Казахстан ворвался на органический рынок Европы

Оглавление


Рассказать о том, как в условиях пандемии себя чувствует казахстанский рынок  органической продукции, портал ElDala.kz попросил Дмитрия Пампура, директора компании Dikanshy из Петропавловска. Это один из немногих переработчиков органического сырья в стране, выпускающий готовую сертифицированную продукцию как на экспорт, так и для поставок на внутренний рынок.

«Покупатели не понимают разницы»

- Здравствуйте, Дмитрий! Эксперты отмечают, что время пандемии интерес к органической продукции вырос, потому что она более здоровая и благоприятно влияет на иммунитет. Вы заметили рост продаж?

- Добрый день! Конечно, пандемия так или иначе повлияла на отношение людей к здоровому образу жизни, подтолкнула к здоровому питанию, в том числе – к органическим продуктам. Но должен сказать, что на нашем бизнесе мы впрямую пока не заметили роста. Могу объяснить это тем, что хоть в последние несколько лет интерес к органической продукции возрастал,  но главным образом в более обеспеченном слое населения. Это те людей, которые бывали за рубежом, посещали Европу и видели, как там на полках магазинов увеличивается ассортимент органической продукции. Покупали, пробовали, понимали преимущества. А возвращаясь в Казахстан, они создавали и тут внутренний спрос.

-2

Читать по теме: Как кризис поможет развитию казахстанской органики​

Да, пандемия подтолкнула к органике и другие слои населения. Но здесь мы видим проблему – и у нас, и в соседних странах нет достаточного освещения этого вопроса. Поэтому многие покупатели не понимают разницы между настоящей органической продукцией и продуктами питания с маркировкой БИО, ЭКО и так далее.

- То есть, речь о так называемом greenwashing – когда производитель в маркетинговых целях выдает рядовую продукцию за экологические чистую, вводя покупателя в заблуждение.

- Да, для покупателя все это – один ряд продукции. Возможно, поэтому органика и не почувствовала заметного роста спроса. Конечно, мы видим, что интерес к нашим товарам растет, но связать этот процесс именно с пандемией не беремся.

«Магазинам нужен ассортимент»

- Расскажите, что именно производит ваша компания, насколько широк ассортимент?

- Нашу органическую продукцию можно разделить на две части. Первое, это то, что мы производим, ориентируясь на тренды основного для нас пока рынка сбыта – Европы. Это основной объем. Второе – внутренний рынок. Мы заинтересованы, чтобы спрос и в этом сегменте рос. Хотя, пока он очень узкий.

Могу сказать, что мы подтолкнули интерес покупателей в нашем родном Петропавловске, и в целом в стране к такой культуре, как полба.

- Это дикая пшеница.

- Да, один из сортов дикой пшеницы, очень полезный и питательный, прародитель современной культурной пшеницы. Еще в 2013 – 2014 годах мы ее изучали, получив информацию о росте спроса на нее в Европе. Украинские коллеги познакомили нас с технологией выращивания, и мы решили привить ее у нас. Многие фермеры в Казахстане до сих пор про не нее слышали. Приходится объяснять, что это за культура вспоминать сказку Пушкина про Балду, и какой он кашей питался.

Читать по теме: В Казахстане растет спрос на «чистое» продовольствие

Семена завезли в 2015 году, а в 2016 сертифицировали и вырастили первую партию. Начали продавать как на рынок Европы, так и на внутренний. В Казахстане новый продукт поначалу воспринял с большим скепсисом. Скажем, первый год все шло очень медленно. Но постепенно люди узнавали, пробовали, читали в Интернете, и в последний год мы видим рост спроса. На сегодня в Петропавловске наша полба есть уже в каждом магазине. А если не наша, то российская, где ее тоже активно выращивают. Это и сами зерна, и крупы, и макароны, и разная другая продукция.

Также мы начали ставить на полки органический лен. Льном Казахстан богат, но именно органического производится не так уж много. А наша компания – один из крупнейших производителей органического льна в стране.

-3

Читать по теме: Какие ниши на рынке Европы откроются фермерам Казахстана​

Пока  основные позиции такие – лен, полба, мука из полбы. Но мы планируем расширять свой ассортимент, потому что те торговые сети, на которые мы выходили в Нур-Султане и Алматы, просят ассортимент шире, чтобы можно было заполнить всю полку.

Сейчас этот вопрос в разработке. Думаю, скоро появится от нашей компании и спельта, и ржаная мука, и рожь, и пшеница, и пшеничная мука. Все - органическое.  То есть, все, что у нас в севообороте есть, будем фасовать и предлагать покупателям в Казахстане.

- Кстати, если говорить о росте интереса и спроса, то тут велика роль торговых сетей. Как сейчас выстраиваются ваши отношения, в каких из них можно приобретать вашу продукцию?

- В Петропавловске мы охватили практически все крупные магазины. В Алматы, в Нур-Султане в торговых сетях мы пока не присутствуем, но магазины здорового питания уже имеют нашу продукцию. Переговоры ведем, будем расширять присутствие отечественной органической продукции компании Dikanshy.

Читать по теме: В ЕАЭC сформируют единый рынок органической сельхозпродукции​

Внутренний спрос нам, производителям, очень нужен. Пока же объемы сбыта невелики. Взять ту же полбу – внутренний сбыт всего около 50 тонн в год в муке и крупе. А за пределы Казахстана мы продаем порядка 250 тонн. Вот такой дисбаланс. Причем, из этих 250 тонн в основном все уходит в Россию.

«Органический фермер заслуживает почета»

-  Со сбытом ситуация понятна. А увеличивается ли интерес у самих фермеров к выращиванию органической продукции? Растет ли их число?

- Да, растет, и мы радуемся этому факту. Считаю, немалая заслуга в этом Союза производителей органической продукции Казахстана, который активно работает уже два года и развивает бренд Qazaq Organic Food. Появились понимание, знания и интерес фермеров. Хотя, у многих пока сам интерес выше, чем желание шагнуть на это путь.

- Видимо, есть и какие-то сдерживающие факторы?

- К сожалению, этих факторов много, и они часто превышают плюсы для фермера в этом его непростом деле. Я всегда говорил, что выращивание пшеницы - это тяжелый труд, и всем людям, которые заниматься такой работой – почет. А органический фермер заслуживает почета вдвойне, потому что здесь добавляется еще много новых рисков. И не каждый готов на это пойти.

Читать по теме: ПРООН подсказала фермерам дешевый способ органической сертификации​

Поэтому в органике успех приносит либо взаимовыгодный союз фермера с трейдером, либо это должен быть крупный фермер с собственными выходами на европейские рынки.  В этом случае фермер понимает, какую продукцию надо производить, чтобы быть уверенным в  ее сбыте.

- То есть, один из факторов, сдерживающих развитие органического производства в Казахстане – неуверенность фермеров, что они смогут свой товар продать. Вот, в прошлом сезоне – цена на органическое зерно в Европе снизилась, и пшеница из Казахстана, достаточно дорого стоившая и на внутреннем рынке, оказалась «непроходной» в ЕС из-за расходов на транспортировку. В этой связи, расскажите, какие в нынешнем сезоне тренды на европейском рынке – что там можно будет продать с выгодой, а что нет?

- Да, основные риски для фермера, основные сдерживающие факторы – неуверенность в сбыте. Дело в том, что краеугольный камень органического сельского хозяйства – соблюдение севооборота. Это то, что в  первую очередь контролируют сертификационные органы, помимо неприменения химических препаратов.

-4

Читать по теме: Пандемия повысила интерес казахстанцев к здоровой пище​

Поскольку в севообороте учувствует множество культур, у фермера проявляется задача все их реализовать.

При этом, органические поля дают урожайность ниже, чем конвенциональные. Соответственно, и цена на органику должна быть выше, чтобы у фермера сохранялся интерес к этому сектору – это так называемая органическая премия к цене.

И тут вступает в силу закон рынка – сезон от сезона складывается неодинаково, и часть культур из севооборота сегодня могут стоить дорого, а на следующий год дешеветь.  Именно это мы увидели в прошлом году, когда в Европе подешевела органическая пшеница из-за высокого собственного урожая.  Оказалось, что злаковые культуры из Казахстана по цене не проходят в Европу, и мы увидел некоторое разочарование наших фермеров в органике. Ведь пшеница занимает основную долю в севообороте, и это все больно ударило по нашим производителям.

- А что в нынешнем сезоне?

- В Казахстане зерно опять дорогое, но ситуация немного меняется. В Европе цены значительно выросли, и мы сейчас ждем, какой будет цена у нас. Есть вероятность, что хоть и с небольшим бонусом, но наши злаки будут проходить на рынок ЕС.

- Но видимо, самыми востребованными останутся масличные культуры?

- Да, именно за счет высокого спроса Европы на масличные у наших  фермеров и сохраняется интерес к органике. Премия на масличных культурах позволяет оставаться в этом секторе.

«Цена высокая, спрос колоссальный»

- Европа остается основным рынком сбыта казахстанской органической продукции. Если не ошибаюсь, по итогам прошлого года Казахстан вошел в десятку крупнейших поставщиков ЕС. Какие-то новые рынки сбыта открываются для нашей продукции? Например, Россия или Китай?

- Про Казахстан можно сказать, что мы в органический рынок Европы просто ворвались. «Попали в десятку» - это мягко сказано. Со статистикой сложно, Казахстан по органике ее не ведет. Но мы смотрим на европейские источники. И исходя из них, Казахстан по злаковым культурам в сезоне 2018/2019 (когда спрос был высоким) занял вторую позицию, увеличив объем поставок в два раза.

– Видимо, после Украины?

- Да, Украина была на первом месте, а мы заняли 30% европейского рынка по органическим злакам. По итогам сезона 2018/2019 года по всей масличной группе мы заняли шестое место, а именно по льну у нас доля рынка порядка 40%. По прошлому сезону, 2019/2020 годов пока статистики нет, но думаю, там по масличке тоже рост.

- Урожай нынешнего года от засухи серьезно пострадал, каких результатов вы ждете по органическим культурам?

- Если говорить об урожае масличных, я бы все-таки дождался окончания страды и не стал говорить, что урожай у нас низкий – и в конвенциональных хозяйствах, и в органических. Да, информация о низких результатах звучит, но есть вероятность, что ее подталкиваю те, кто заинтересован в высокой цене.  В то же время, из ряда регионов приходят данные, что урожай выше среднего. И у нас в СКО есть хозяйства, получившие урожай выше, чем планировали. На фоне еще и выросших площадей (как минимум, на 30%), льна мы должны получить больше, чем в прошлом сезоне.

-5

Читать по теме: Переработчики предупреждают о резком подорожании масла

Да, уже со старта уборки цена на масличные высокая, и спрос колоссальный. Возможно, это связано с какой-то истерией на фоне пандемии. Сегодня растет в цене все, и лен в течение месяца дошел до границы, на которой закончилась цена льна в прошлом сезоне.

Так что, со сбытом органического льна, выращенного в Казахстане, я пока проблем не вижу. В принципе, мы его в Европу не так много и поставляем. По моим данным, объем все масличной органической группы в сезоне 2018/2019 составил порядка 12 тыс. тонн. Льна из них – около 10 тыс. тонн.

«Ждем спроса от китайцев»

- Возвращаясь к теме рынков сбыта: с Европой ситуация понятна. А в России и Китае какие-то интересные возможности у наших органиков есть?

- Россия берет нашу органическую продукцию, но пока далеко не в тех объемах, как Европа. И заказ оттуда идет даже не на органику, а на какие-то нишевые, эксклюзивные культуры, типа той же полбы или спельты. На такие культуры в России есть мода, поэтому идут заявки. Объемы сбыта растут, но они не всегда требуют именно органическую сертификацию. То есть, у них, как и у нас, у покупателей только еще формируется понимание органики. Эти стадии нам бы нужно быстрее пройти, потому что от других государств мы в этом здорово отстаем.

Ближайшие наши соседи, у кого мы можем учиться – Украина и страны Прибалтики, которые уже имеют свои системы контроля, системы сертификации и соответственно, растущий внутренний рынок. Нам нужно использовать опыт соседей и идти вперед ускоренными темпами. Пока именно отсутствие внутреннего спроса – серьезный сдерживающий фактор развития органического сектора. Существенная часть этой продукции должна сбываться внутри страны. Толчок этому должно дать государство, проводя разъяснительную, просветительскую работу, поддерживая тренд на здоровое питание.

-6

Читать по теме: Казахстан заработал на экспорте органики 15 млн евро​

А самое главное – развивая национальную систему сертификации и контроля. Чтобы у народа было доверие – если у продукта есть органический сертификат, то он на самом деле более здоровый, чем тот, на котором просто написано ЭКО, БИО и т.д.

- А по Китаю какие перспективы?

- Китайский рынок очень сложный. Когда эта страна разворачивается к Казахстану по какой-либо продукции, это сразу производит революцию. Так будет и с органикой. Но сложность в том, что Китай не примет европейскую систему сертификации – у них она своя. Мы еще не до конца изучили европейскую, не получили собственную систему сертификации - и при этом еще и пытаться выйти на Китай сложно. Для фермеров это будет очень тяжело.

Да, мы ждем спроса со стороны китайцев. Но насколько мы знаем, Китай скупает большой объем органического сырья, а потом сбывает его в виде готовой продукции на те же европейские рынки.

«Присутствие Казахстана на BioFach обязательно»

- Спасибо за интересный рассказ, Дмитрий. У нас остается последний вопрос - это участие Казахстана в феврале нынешнего года в крупнейшей выставке органического продовольствия в Германии BioFach-2020. У нашей страны тут впервые был свой стенд, и вы принимали участие в его работе. Расскажите, какое значение для продвижения органической продукции Казахстана имеют такие мероприятия, какие результаты они приносят?

- Считаю это важнейшим событие в развитии органического сектора Казахстана. Это личная победа и Союза производителей органической продукции РК, который принимал непосредственное участие в организации стенда. Это и победа всех, кто заинтересован в развитии этого сектора в нашей стране. Казахстанские производители и трейдеры смогли под национальным флагом на такой серьезной площадке, где представлен весь мир, показать свои возможности. Это не просто важно – это необходимо, это обязательное условие развития.

Мы это почувствовали на себе. Занимаясь более семи лет поставками в Европу, посещая ранее эту выставку просто в качестве гостей,  мы наконец-то обрели новое качество. Когда мы стоим под флагом страны, к нам потенциальные партнеры приходят сами, знакомятся, интересуются. Отношение уже сразу серьезное. Есть место, где вести деловые переговоры. То есть, площадка дает возможность заявить о себе.

-7

Читать по теме: Казахстан вошел в десятку главных поставщиков органики в Европу

И самое главное – выставка проходит в очень удобное время, в феврале. Изучая представленную там информацию, мы можем понять, какие тренды будут актуальны в следующем сезоне. Это немаловажно – провести анализ и осознать, что будет пользоваться спросом на рынке, и уже весной, во время сева, исходить из этой информации. У нас остается время обзавестись семенами, скорректировать площади и севооборот, изучить нужные агротехнологии. Все это мы получаем благодаря участию в BioFach. Поэтому я и считаю обязательным присутствие Казахстана на этой площадке. Главное, чтобы карантин нам не мешал.

В этом смысле я смотрю на подход России – по многим позициям в производстве органической продукции они слабее нас, но их трейдеры присутствуют на всех основных мировых выставочных площадках, не только на BioFach в Нюрнберге. Думаю, для их развития – это хороший толчок. И нам тоже нужно действовать аналогичным образом.

- Большое спасибо, Дмитрий! Уверен, что благодаря вам тема органического продовольствия нашим читателям стала намного понятнее. Удачи вам в уборке урожая.

Сергей Буянов, впервые опубликовано на ElDala.kz