Порассуждаем. Опять-таки, оговорюсь – условия - северная тайга, в предгорьях – от гольцов и тундр - до участков средней тайги в низинах – такие вот гримасы микроклимата на различных экспозициях склонов гор. Это важно – зима здесь развивается не так как на равнинах. Естественно, делюсь лишь своим опытом.
До начала промыслового сезона у меня бывало и 4 и 5 собак – натаскивал. Тут все просто – сначала идешь с натаскиваемой и смотришь поведение. Затем отвязываешь нужного специалиста и таскаешь непутевую. Или сразу с птичницей таскаешь. А уж зверя потом научится.
Специальный ручной зверь портит собаку, считаю. Повадки не те, условия и антураж. В поле может подвести собака, натасканная понарошку. Они прекрасно понимают несерьезность зверя и ситуации. Мое мнение.
А что на промысле. Вне натаски. Тут не всегда привяжешь лишних, если без напарника, потому – обсудим, сколько собак оптимально.
Охоту на зверя не рассматриваем. Почему. В предзимье те таятся. Много времени уходит. Ни к чему. Ранней осени, а лучше весны, хватит забрать лишнего.
На лося охоту с собаками тоже не учитываем – того лучше брать без собак по первому прочному льду рек – когда с гор начнет спускаться лось в долины и (или) уходить в сопки. Зависит как снег выпадет – если сразу много – лось в устья пойдет. Потихоньку, откармливая бока на прибрежных ивняках. Если понемногу снег валит – сначала в сопки уйдет. Если волк есть – однозначно лось пойдет в сопки и бурелом, пока волк весь не поднимется в тундры. От глубокого снега.
На глухаря – проще прийти в нужное место в нужное время, чем по одному или попутно бить. А именно – на ягодники на обрывах коренных берегов, где есть и гастролиты и ягода. Это после выпадения снега, почти закрывшего ягодники – перед тем как весь петух не уйдет в сопки на кедр, а курочки в окрестности токов. На таких берегах они переходят на грубые корма, набирая камешки. А вот в бесснежье глухарь равномерно распределен по всем ягодникам. Не набегаешься. Разве вначале осени – когда он в группах. К тому же по глухарю работает любая собака.
Рябчика на приманку лучше брать по первым морозам вдоль рек на ольшаниках. Когда молодняк сбивается в группы и кормится исключительно почкою. Потому что ягодка уже мерзнет в зобу, а снега еще недостаточно, чтобы прятаться птице. Рябчика, понятно, добывать надо без собаки. Из всех моих собак лишь при соболятнике я спокойно бил рябца. И он один вытаскивал мне битого на лед. Не часто - через много раз. При том соболезнуя. Птичка то маленькая. То ли дело – лось. Поступал с рябчиком так. В морозный день прибегал в избу пораньше, привязывал собак, затапливал печь, собакам по кости - и по льду реки ходил до заката вверх – вниз – забирал группы.
Опытного бельчатника взять - тот не даст скучать и не даст взвести путик. Хоть на поводке его води. Что неудобно. А соболятник - это нормально. Естественно – сначала взводишь путик, затем гоняешь соболя. Хоть от изб, хоть от балаганов, приближаясь к избам. Неоправданно только брать след с путика. Поскольку самец и пришлая соболюшка все равно попадут в капкан, а местная соболюшка в капкан не пойдет – она знает, что у нее на территории есть и в чудеса в виде приманки не верит – вот и пусть живет.
Если берешь всех специалистов, бегаешь за троих – потому как один лает белку, другая глухаря, пока третий ушел за соболем. И пока следом третьего за соболем бежишь, лая не слыша, еще возьмешь, глухаря да белок. Надо быстро бегать, много таскать, реже спать, иногда черте где, добычи всегда много, но потому и проблем с кормежкой собак нет.
Аттракцион начинается, когда с группой догнал соболя. Все собаки принимаются копать соболя со всех сторон. Ломая ветки валежника, выдергивая корни. Соболь этого боится и чаще от этого шума вылетает. Но - в краткий момент тишины, когда собаки слушают. Тут приходится быстро стрелять, если собаки не поймают его влет. А если собаки обгонят и подвалят к соболятнику много раньше, чем добежишь, можно и без добычи остаться. Торопиться надо, если с группой охотишься.
Два специалиста брать – хорошо. Друг другу не мешают. Бывает, выясняют, кто первым имеет право подержать в пасти добычу. Кто главный. Но один раз за сезон. Сам здесь лишней беготней не занимаешься.
Одного брать – зверя не остановит, или не удержит долго, лося - только если корову с теленком. Если специалист, например по зверю и лосю + глухарю - не дает охотиться на остальные виды, как то: соболя, белку. Спец по белке дает больше белок. Спец по соболю – его. Иногда и тот и этот позволяя себе птицу.
Некоторые не берут ни одной собаки. С высоким снегом выводят в деревню и начинают унылый обход капканов, своим следом, где неожиданностей нет. Рутина. Скука. Печаль. А то и – тоска. И поговорить не с кем.
Аргументы без собачников – из капканов будут приманку таскать (так кормить надо хорошо – не будут). Или запах жилья, человека и собаки оставлять (не страшно и сам капкан не розами пахнет).
В общем, распределились предпочтения так:
Вначале сезона, если есть нужда - зверовые собаки. Затем все специалисты с осени до промысла.
С началом промысла только два спеца – бельчатник и соболятник.
После того, как кончится собачья нога – с собой берется пенсионер – чтобы веселее ходилось. Чтобы азарт сменился на полное понимание собакой намерений охотника, и не было лишней беготни. Чисто для компании. Иногда о шатунишке предупредить. Но такое и бывает-то раз в жизни.
А сколько я беру? Так всех и беру. Изоляция собаки от леса и профессии – худшее из наказаний. А прагматика рассуждений – в качестве отвлеченного обсуждения лишь.