Руководителю как специалисту полагается иметь профессиональные ценности. Наряду с общечеловеческими, у него должно быть хотя бы пять профессиональных:
1. Ощущать потребность роста профессионального мастерства. Или постоянно, осознавая опыт, дополнять его теорией.
2. Не просить и не жаловаться.
3. Радоваться неудаче как возможности совершенствоваться.
4. Иметь способность управлять из любой социальной роли.
5. Ощущать свой жизненный путь как менеджера.
Человека с наличием таких ценностей люди почувствуют сразу и добровольно подчинятся. А как же иначе? Большинство из нас желает чтобы ими управляли. Ведь тогда не надо думать обо всем сразу. Жить в порядке, спокойно, зарабатывая свой хлеб, - это естественная потребность человека.
В России никогда не было науки управления. Сейчас приходится за большие деньги учиться у "заграницы". Но управление в основе своей содержит национальный менталитет и, как ни крути, надо создавать свою национальную управленческую культуру. Растить своих менеджеров. И это, пожалуй, вдохновляет! Можно поступить как Дейл Карнеги: начать обобщать опыт успешных руководителей. Причина неуспеха нам известна. Она кроется в нашей иждивенческой психологии:
Вот если бы у меня было... Я бы тогда сделал... Был бы успешным...
Сомнений нет - успешные руководители - это, в первую очередь, личности, живущие по другой формуле:
Быть... Делать... Иметь...
Естественно, чтобы больше иметь, нам сначала нужно Быть чем-то большим.
А что есть у меня?
Здоровье, знания, ценности...