Все помнят самый знаменитый самолёт Великой Отечественной войны — легендарный штурмовик Ил-2 — немцы называли его «чёрной смертью». Но в 1944 году, в результате глубокой его модернизации, был создан и серийно выпускался в конце войны Ил-10. В отличии от своего предшественника, который имел хвост из специально обработанной и потому негорючей древесины, Ил-10 был цельнометаллическим. По габаритам этот двухместный самолёт был несколько меньше, чем Ил-2, но, в отличие от предшественника, его несущий бронекокон полностью закрывал и место бортстрелка, да и был толще, чем у него. Более мощный двигатель и улучшенная аэродинамика даже позволяли ему успешно противостоять тогдашним истребителям с поршневыми двигателями.
С 1951 года в производстве его сменил, модерниированный с учётом опыта корейской войны, Ил-10М, но началось лицензионное производство Ил-10 в Чехословакии.
И продолжалось производство обеих моделей до 1955 года, а с 1956 года их сняли с вооружения с заменой на реактивные истребители-бомбардировщики.
Было такое поветрие — повальное внедрение реактивной техники, где надо и не надо, и шло оно от малограмотного энтузиаста Хрущёва, который даже авиационные пушки велел убирать, чтобы остались одни ракеты.
Я ничего не имею против великолепного «Грача» - Су-25, но так ли нужны реактивные скорости штурмовику, работающему на бреющем полёте по наземным целям?
Кроме того, войны бывают разные — одно дело война между технически передовыми странами, а другое — локальный конфликт в третьем мире, или антитеррористическая операция, где заведомо нет ни современных истребителей, ни нормальной ПВО.
Не так много в мире стран способных производить реактивные самолёты, а Ил-10М в производстве не сложнее автомобильного ширпотреба.
Пилота Су-25 надо учить в высшем военном училище. А в Великую Отечественную лётчиков, порой, готовили, на ускоренных курсах несколько месяцев, как в автошколе. Сержантами они воевали.
И взлетали Илы с грунтовых аэродромов.
Сейчас у нас есть штурмовые вертолёты, но вертолёты тоже производятся в считанных странах мира и подготовка вертолётчиков весьма трудоёмкое дело. Скорость и радиус действия вертолетов оставляют желать много лучшего. Не всегда успевают спецназовцы дождаться поддержки с воздуха, когда край им приходит. То бетонная взлётная полоса с Су25 далеко, то вертолёты пока дочапают.
Можно было бы выпускать, хотя бы на экспорт в развивающиеся страны, штурмовики «для бедных» типа Ил-10М, но уже с использованием современных конструкционных материалов, с новой авионикой, электроникой и навигацией. И спрос для такой боевой техники я предвижу хороший. А какое ваше мнение?