В 2004 году старший лейтенант азербайджанских ВС Рамиль Сафаров прибыл в Будапешт на курсы английского языка в рамках НАТОвской программы “Партнерство во имя мира”.
Туда же приехал армянский офицер Гурген Маргарян.
Вечером 18 февраля Сафаров приобрел в магазине топор, которым и зарубил спящего Маргаряна и, если бы не счастливое стечение обстоятельств, расправился бы с еще одним армянским офицером - Айком Макучяном.
Мотив своего поступка Сафаров объяснил так:
“Меня армия отправила на курсы, с нами оказались и двое армян. В начале здоровались, говорили “хай”. Я не отвечал им. Как-то они шли рядом, бормотали по-армянски и улыбнулись мне в лицо. В тот момент я решил их убить - отрубить головы.”
В апреле 2006 года венгерский суд признает Сафарова виновным в убийстве с отягчающими обстоятельствами и приговаривает к пожизненному лишению свободы.
Пока все хорошо: убийство с особой жестокостью по мотивам национальной розни, преступник осужден и понес заслуженное наказание.
В 2012 году, по результатам многолетних переговоров, Венгрия передает Азербайджану Сафарова с обязательством о дальнейшем отбытии осужденным наказания.
Азербайджанские власти немедленно по-прибытии Сафарова в страну выбрасывают все обязательства в ближайшую урну: Сафаров помилован указом действующего по сей день президента Ильхама Алиева, получил квартиру, повышен в воинском звании до майора (впоследствии - полковник-лейтенанта, подполковника на наши деньги), с выплатой выпавшего оклада за все 8 лет венгерского заключения.
Был принят министром обороны Сафаром Абиевым, который пожелал ему “успехов в дальнейшей деятельности в военной сфере”.
Героя пышно встречали, он посетил Аллею шахидов (место почетного захоронения), а администрация президента заявила: "такие герои, как… Рамиль Сафаров, отвагой своей открыли второе дыхание азербайджанскому народу и обществу”.
Рамиль Сафаров по сей день в статусе национального героя Азербайджана, находится на военной службе и, судя по азербайджанским источникам, которые я бегло просмотрел, чувствует себя прекрасно.
Я не собираюсь уходить в глубину Карабахского конфликта, потому что недостаточно знаю. Но зная эту историю - мне очень сложно назвать “государством” некое образование, которое считает, что убивать людей во сне - национальный героизм до тех пор, пока эти люди - армяне. Которое легализует и героизирует убийства на этнической почве.
Остается процитировать покойного Антона Носика:
Не важно, что азербайджанцы говорят. Важно, что армяне делают. Покуда у жителей Арцаха есть силы и решимость противостоять армии поклонников Рамиля Сафарова, в независимой республике сохранится мир и спокойствие. А когда клан Алиевых доест последние нефтедоллары, можно будет и о международном признании Арцаха поговорить..