Найти тему

Что стоит за словами Христа: «Любишь ли ты Меня больше, нежели они?» - Ин. 21:15

цитата
цитата

Введение

Почему Христос задаёт Петру подобный вопрос? Почему Иисус не спрашивает: Пётр, любишь ли ты Меня? Или хотя бы: любишь ли ты Меня как они, указывая на других учеников? Нет, вопрос звучит куда сильнее: «Любишь ли ты Меня больше, нежели они?». Кажется, Иисус превозносит Петра, подчёркивает его значимость, указывает на его превосходство над другими апостолами. Но так ли это на самом деле? Может Христос видит способность Петра любить своего Учителя больше чем на это способны остальные? Если бы этот вопрос прозвучал нам, как бы мы стали на него реагировать, стали бы мы ему радоваться или он был бы повод опечалиться? Давайте мы немного над этим поразмышляем.

Изложение

Что сокрыто в этом вопросе, что стоит за данными словами Иисуса Христа? Следует сразу же обратить внимание, что этим вопросом, Христос, сознательно или нет, напоминает другие Свои слова, которые прозвучали из Его уст в доме фарисея. По крайней мере, от Петра не должна была ускользнуть схожесть обращённых к нему слов с той важной прописной истиной, которую он уже когда то слышал: «…сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит» – Лук.7:47. Или выражаясь по другому, кому больше прощено тот больше любит. Что это значило для самого Симона?

Во-первых, вопрошая Своего ученика словами: «любишь ли ты Меня больше нежели они», Господь указывает Петру, что ему очень много прощено, больше чем остальным ученикам. Иисус как бы сказал: понял ли ты Пётр, что больше других нагрешил? Разве Я не говорил, что кому больше прощено, тот больше любит? Если Я ожидаю от тебя большей любви, значит, Я вижу тебя больше нагрешившим, нуждающимся в большем прощении. Ещё совсем недавно у апостолов был спор, кто из них должен почитаться большим - Лк.22:24. Нельзя сказать, что Пётр выделялся в этой полемике, однако и исключать его из данных дебатов, нет никакого основания. Он спорил как и все предполагая, что именно он должен почитаться большим. Однако всё на самом деле выглядело значительно хуже, чем Симон мог себе представить. Он действительно должен почитаться большим, но только грешником. Как печально наблюдать, когда человек весь в грехах, порабощён, а доказывает, что он ещё не хуже других, а в чём-то даже и превосходит этих других. Христос Своим вопросом как бы исцеляет Петра от подобного заблуждения, Он как бы спрашивает: Пётр, понимаешь ли ты глубину своего падения??? Или ты такой святой, что Господу и прощать то почти нечего? Тогда конечно, за что Его сильно любить?!

Но это не всё, что сокрыто в вопросе Иисуса Христа.

Во-вторых, Своим вопросом Господь выясняет, принял ли Пётр прощение или нет. Осознал ли себя прощённым, или продолжает жить под гнётом, не будучи способен простить сам себя и принять прощение от своего Учителя. Более того, не будучи уверен, что Бог вообще может простить его. Так по всей видимости было с Иудой, который вроде бы и раскаялся в содеянном проступке, а затем пошёл и удавился. В нём просто не было веры, что Бог вообще может простить его, а жить с постоянно сопровождающим чувством вины он просто не мог. Как часто бывает, что Бог давно простил человека или готов простить, а человек не может в это поверить, чувствуя себя недостойным принять прощение. Это же, будет отражаться на любви по слову Христа: «кому мало прощается, тот мало любит» – Лук.7:47. Как любить Того, в чьё прощение ты поверить просто не можешь, а вот страх за Его осуждение ни на минуту не покидает твоего сознания? Прежде чем человек будет способен полюбить того против кого он согрешил, ему необходимо уразуметь и принять, что пострадавшая сторона не только не гневается на него и не судит его, но и в любви прощает его. Как кажется, именно этого добивался Иисус. Христа волнует вопрос, принял ли Пётр даруемое ему прощение, и видит ли себя прощённым? Однажды, когда только ещё налаживались отношения Учителя и Его ревностного ученика, Пётр в присутствии Божественного чудотворца пережил осознание себя грешником. Тогда его опыт самопознания и Богопознания на этом и остановился. Просто осознавать себя грешником в присутствии Того, против Кого был сделан грех, ощущение не из приятных. Этим вызвана такая реакция Петра: «Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» - Лук.5:8. Здесь у костра уже после воскресения, Иисус как бы проверял Петра: В начале нашего знакомства ты Пётр осознавал себя грешником, но не пережив прощение удалял Меня, а как обстоит дело сейчас? Скажешь ли, удались от меня Господи, я человек весьма грешный и этим продемонстрируешь, что хотя и осознал себя грешником, но прощения так и не принял, или скажешь, люблю Тебя больше всех?

Заключение

Как много может содержать в себе всего один вопрос, и как мало мы способны что-либо увидеть за ним. Впредь, будем более внимательны к вещам на первый взгляд поверхностным, чтобы не обеднять себя и текст без причины. Только так нам будет открываться целостность повествования во всей его глубине.