Разбор фильма "Жестокий романс" в целом окончен, но в обсуждениях возникло много интересных вопросов об эпохе, ее возможностях, ограничениях, разнице типовых воззрений с современными и т.п. Представляется интересным все это обсудить подробнее.
Подавляющее большинство современных молодых людей, ознакомившихся с «Бесприданницей» или одной из ее постановок выдают мнение: а в чем был такой уж беспросветный тупик? Не светило Ларисе приличного мужа – шла бы работать! Уж всяко на скромную жизнь и себе, и матушке хватило бы.
Вроде бы мысль здравая, даже с поправкой на эпоху. Уже упоминавшаяся мной именно в этом контексте Джейн Эйр, героиня одноименного романа, живет даже раньше, где-то в 1840-х годах. И не испытывает затруднений с поиском работы. Она работает учительницей сначала в крупной закрытой школе для девочек, затем домашней наставницей дочки богатого человека, затем единственной учительницей сельской школы под эгидой церковного прихода, затем ей предлагают ехать с миссионерской группой на Восток… Правда, после всего этого она благополучно выходит замуж и посвящает себя семье. Но и сама мысль о поиске работы, и ее реализация затруднений не вызывают.
Правда, Джейн Эйр жила в Англии, стране, где в то время уже достаточно развита сеть как закрытых, интернатного типа, так и приходских школ для девочек. А сама Джейн имела, как сказали бы сейчас, профильное образование.
Посмотрим, какие возможности работы были у женщины благородного происхождения в конце 1870-х годов в российском, довольно крупном, но провинциальном купеческом городе? Понятно, что дворянка не пошла бы ни в прислуги, ни в модистки - это было бы уже полным социальным падением.
Девушка из обедневшей приличной семьи и у нас могла стать только учительницей. Но чтобы преподавать в одной из немногочисленных гимназий или земских школ требовался диплом специального училища, Института благородных девиц или хотя бы гимназии. Т.е. опять же профильное образование. Вопрос о возможности его получения обсудим в следующей статье. Пока возьмем за гипотезу, что образование у Ларисы Огудаловой домашнее, но все-таки какие-то упорядоченные знания у нее есть. По крайней мере, музыке и пению ее обучали.
Тогда оставался выбор: стать гувернанткой, т.е. наставницей-воспитательницей, живущей при доме. Или же приходящей учительницей, дающей девочкам уроки языков, танцев, музыки и т.п.
Стать гувернанткой в своем городе для Ларисы падение, хуже содержания у Кнурова. Мало того, что это положение чуть выше прислуги, так и мораль того времени не ограждала домашних учительниц от домогательства всех взрослых мужчин в семействе. Плюс все вокруг свои и пересуды были бы жестокими. Совсем уж от отчаяния можно было бы поискать места в другом городе, но там бы Лариса лишилась даже поддержки матери.
Насколько возможно для Ларисы давать разовые уроки? Зависит и от ее умений, и от наличия клиентуры. Если она в состоянии обучать пению, музицированию и хорошим манерам дочерей купцов и небогатых дворян, то, возможно, в Бряхимове ученицы нашлись бы. Особенно если бы матушка правильно провела пиар-кампанию . Конечно, такая жизнь не бриллиантовый блеск, но пути обратно в высшее общество не закрывает.
Знаете, это великое счастье, что у нынешнего поколения на автомате возникают такие мысли: женщина в нашем мире способна своим трудом худо-бедно обеспечить себя и близких и сохранить при этом уважение окружающих. Не надо бесприданницам ни за нищих дураков замуж идти без любви, ни продаваться в содержанки, ни кидаться в Волгу с обрыва. Сейчас не Карандышевы, а именно женщины без особого образования служат на мелких должностях на почте, в банках, в государственных и коммерческих конторах.
Статьи о "Жестоком романсе" и обсуждения к ним здесь:
Часть 2. Паратов и его прототип
Часть 3: Шанс счастливого финала?
Часть 3а: исход игры в орлянку
Часть 4: Вожеватов - молодой и опасный
Часть 5: Кнуров - старый мастер