Зачастую мы не замечаем само-насилия. Более того, оно кажется нам «нормальным», то есть, естественным.
Иногда я спрашиваю своих клиенток: "Зачем ты делаешь уроки с ребенком? Ты не веришь, что он сам справится?"
"Смотри, ты не даешь себе возможности погулять, почитать... Почему? Неужели семья не справится, если ты не будешь готовить каждый день, или убираться так часто"?
В ответ я обычно слышу, что страшно быть плохой, что осудят родственники или еще кто-то, что страшно "отпустить" себя, а вдруг я вообще не захочу заниматься семьей?
После моего текста о том, как Само-насилие снижает качество жизни, мне написали множество комментариев в духе: «Есть слово «хочу», а есть слово «надо», или «Я хочу чипсы есть, и на диване лежать. Что ж со мной станет, если я буду потакать своим хочу»?
Незаметно такие комментаторы подменяют смыслы. На самом деле они не привыкли иметь дело со своими «хочу», и боятся своих желаний.
Почему боятся? Потому что верят, что желания ведут к распущенности и вседозволенности. Им так внушили, и они поверили.
В подавляющем большинстве случаев нам не нужно подавлять себя. Просто не нужно, ибо в этом нет необходимости.
Вот что рассказала одна женщина:
«Я тут написала себе список с вопросом «Что случится плохого, если я буду продолжать...». и дальше подставляла примеры само-насилия.
Мне самой казались странными мои формулировки, например, «Что случится плохого, если я не буду терпеть, когда хочу в туалет?», но в итоге обнаружила, что внимание к потребностям я обзываю гедонизмом, и часто пишу что-то в духе: "Ну это лишняя трата, у тебя и так есть, зачем тебе" и еще укоряю себя ленью.
Когда я себя спросила: «Что случится, если я буду жаловаться на свою работу? Что, если признаю её неинтересной и тяжелой?"
Через какое-то время я услышала свой ответ: «Тогда мне придется взять на себя ответственность за выбор такой работы». Это было тяжело и больно.
Я поняла, почему не задавалась подобными вопросами. Мне не хотелось признавать, что я ошиблась в выборе. Потому что тогда пришлось бы принимать решение о смене работы.
Пришлось бы переживать горечь, заняться поисками того, чем хочется заниматься. Казалось, что «легче» не замечать свое насилие, которым я каждый день загоняю себя на работу, которая мне не нравится.
А еще одна женщина написала, что по итогам наблюдения своего само-насилия, начала делать то, что раньше запрещала себе ... из-за старых страхов «не понравиться».
«Во время своего отпуска я старалась замечать моменты само-насилия, и пыталась вносить изменения.
Например, я попросила выключить кондиционер в машине. Не сразу, конечно, какое-то время не решалась. Не стала сдвигать кровати в номере, потому что хотела спать одна, сказала об этом мужу. Купила себе серебряное кольцо, которое пришлось мне по душе, но не понравилось мужу.
В итоге я почувствовала, как приходит радость, а вместе с ней — энергия. Кажется, я поняла, как происходит наполнение ресурсом и почему важно делать то, что хочется».
Художник Елена Маркова