А разве бывают войны за такое добро? Бывали, и не одна. Нам интересна Вторая Тихоокеанская, позапрошлого века, когда уже появилось торпедное оружие. А героем её не в последнюю очередь был монитор "Уаскар", послуживший сперва в перуанском флоте, а потом в чилийском, доживший до наших дней и являющийся сейчас музеем:
Он примечателен и тем, что является первым в истории кораблём, против которого вообще была применена торпеда. На тот раз неуправляемая, Уайтхэда. В то время в Перу шла гражданская война и монитор был захвачен мятежниками. А значит, лишён снабжения углём со стороны государства. И принялся вытряхать уголёк со встречных гражданских пароходов, в том числе и британских.
В конце концов англичанам это надоело и на его поимку отправили два корабля, одним из которых был парусно-винтовой фрегат "Шах",
имеший и торпедное вооружение. Преследователи сумели зажать монитор в неудобном месте, но на предложение сдаться перуанцы ответили отказом. Разгорелся нешуточный бой, в котором шансы у бунтовщика были невелики - 5 орудий против 38. И вдобавок англичане выпустили по нему торпеду с расстояния порядка 800 метров, но не попали.
Этот выстрел имел для командира "Шаха" сэра де Хорсей неприятные последствия - его офицеры выразили протест против негуманных методов ведения боя против "достойного противника". Вот интересно, а если бы противник был недостойный, то его торпедой топить было бы допустимо? И как они вообще понимали роль торпед на своём корабле?
Но и этого мало - по возвращению на родину незадачливого сэра обвинили ещё и в том, что он подвергал опасности жизнь британских подданных. Дело в том, что на "Уаскаре" находились два англичанина-механика. У них была возможность покинуть монитор после мятежа, но обещанная полуторная оплата перевесила осторожность. К счастью, остались живы.
Этот бой произошёл 29 мая 1877 года. Первое же успешное применение неуправляемых торпед осуществили русские паровые катера «Чесма» и «Синоп» 13 января 1878 года, утопив турецкую канонерскую лодку «Интибах».
Однако к тому времени существовали уже и управляемые по проводам торпеды американского изобретателя Лея. Их приняли на вооружение того самого "Уаскара".
Так вот, в 1879 году началась война между Чили с одной стороны и Перу в союзе с Боливией с другой. А подзудили, самой собой, англичане. В приграничных районах Боливии находились большие залежи натриевой селитры и того самого гуано, огромные количества которого отложили бесчисленные стаи морских птиц. А вещества эти мало того, что являются исходными материалами для получения удобрений, но и взрывчатки. Разрабатывали эти залежи чилийские фирмы на британские инвестиции, а тот, кто инвестирует в такие слабые страны, тот и снимает сливки. И вдруг Боливия приняла закон об отмене налоговых льгот для чилийских компаний, добывавших селитру в Боливии. Ну, и началось.
Даже государственный секретарь США Г. Блейн заявил: «Это – война Англии с Перу руками чилийской армии… Чили никогда бы не продвинулась ни на дюйм без поддержки английского капитала, и ни одна из политических комбинаций в истории не была разыграна столь искусно, как эта война, вся добыча и трофеи от которой достались англичанам»
Снабжать войска в той горно-пустынной местности сухопутным путём затруднительно, поэтому особенно велико было значение флотов. "Уаскар" в этой войне сыграл большую роль, слишком долго перечислять все его действия, но нас интересует одна подробность. Первый боевой пуск управляемой торпеды по реальной цели состоялся 27 августа 1879 года. Монитор "Уаскар", несущий на борту две торпеды, скрытно подошел ночью к чилийскому корвету "Абтао", несущему блокадную службу у берегов Боливии, и с расстояния в 200 метров запустил торпеду. На снимке "Абтао":
И тут случился конфуз. Торпеда, не дойдя до цели, развернулась и направилась к монитору. Расстояние было слишком мало, чтобы суметь увернуться. Тогда лейтенант Диас Каусеко бросился за борт и руками отвернул торпеду с курса. Если учесть, что этот плод американского технического гения весил около полутора тонн, то возникают сомнения, а не оператор ли сумел таки взять ситуацию под контроль? Но на мой взгляд это никак не может умалить подвиг лейтенанта. Хотя, судя по многим комментариям к моей прошлой статье, понятие подвига у некоторых наших сограждан весьма специфическое.
В ходе войны монитор снова столкнулся с превосходящими силами противника, был жестоко избит вражеской артиллерией с большими потерями личного состава и гибелью командира, и был захвачен чилийцами. Вот в таком состоянии:
После ремонта вошёл в состав чилийских ВМС и тут по иронии судьбы сам стал мишенью для управлямой торпеды. Перуанцы применили её против него со специально переоборудованного судна. Однако и в этом случае произошёл сбой в электрической схеме и торпеда взорвалась, не дойдя до него.
Другие статьи о развитии торпедного оружия:
Нужны ли кочегары для двигателей торпед?
Простое ли дело - выстрелить торпеду?
...........................................................................................................................................
Полный каталог статей журнала здесь