цвета: солнечные, салатовые, все оттенки безоблачного неба.
Само по себе произведение "Пьеретта" особой ценности не представляет. Оно больше походит на пробу пера, нежели на серьёзную работу, и тем не менее вещее мастерство Бальзака проявляется здесь во всей красе.
Структуру новеллы ухватить несложно. В экспозиции раскрываются образы трёх героев, деяния которых автор выдаёт за хорду, за остов всех предшествующих и последующих событий. Так, показав нам в самом начале срединную сцену, Бальзак пробуждает интерес у читателя, который теперь не остынет, вылей ты на него хоть десять ушат истории персонажей, чем он умело и пользуется. В первой части книги автор рассказывает нам о главных героях и их предках влоть до третьего колена, и поясняет, почему старуха-процентщица Сильвия Рогрон - такая мерзкая пакость, почему Пьеретта - невинное глупое дитя, и почему Бриго влюблён по уши. Следует так же рассказ о Рогронах и людях их окружающих, чтобы показать отношения и мотивацию персонажей. Надо отдать должное Бальзаку, ни до, ни после него не было писателя столь полно, ясно и исчерпывающе описывающего персонажей. В этом и заключается основная идея всех книг Бальзака: столкновение личностей. Даже если это мелкие, не вызывающие уважения и сочувствия личности вроде Пьеретты, Бриго и Рогронов, Бальзаку удаётся обнажить их настолько, что на протяжении всей книги ты только и будешь думать: "Этот человек не мог поступить иначе. Такой уж он человек".
Почему книга названа "Пьеретта", а о самой Пьеретте сказано ничуть не больше, чем об остальных? Мало того, почему Бальзак на первое место ставит не главную героиню, а неких Рогронов и их мещанское отношение к себе, к людям, к жизни вообще?
Потому что это книга о Рогронах, а Пьеретта - катализатор и индикатор событий, происходящих с Рогронами. Эта книга - лишь часть эпопеи о людях, которую Бальзак создавал всю жизнь, и это одна из лучших её частей, наиболее точно отражающая саму суть "Человеческой комедии". Пьеретта вовсе не главная героиня. Она - что-то вроде гоголевского ревизора, который появляется только в самом конце пьесы (и то не появляется), а до этого выступает лишь поводом для стремительно летящих событий. Она как убийство старухи-процентчицы, которое вызывает к жизни целую бурю персонажей в "Преступлении и наказании". Она - фокус, отражение жизни, она - вишнёвый сад, на котором сосредоточены отчего-то все взгляды, хотя он просто есть, сам по себе, независимо от окружающих.
К Пьеретте, к фокусу, Бальзак приводит нас в середине новеллы. И вновь обращает взор на сцену из экспозиции. За сценой следует накал страстей, действие близится к развязке, и кульминацией становится столкновение юности, простоты и наивности против старости, невежества и глупости. Пьеретта и Сильвия сражаются за письмо от Бриго. В этом сражении можно усмотреть много смыслов, но на самом деле это пустая и жестокая схватка, дающая нам эмоциональную встряску и расставляющая акценты на личностных качествах героев.
За схваткой следует развязка. Это третья часть произведения, в которой Бальзак рассматривает людей в потоке правды, обрушившемся на них. Хорошие люди не осуждают Рогронов, они искренне недоумевают, как взрослые могут вести себя столь безответственно. Безалаберность Рогронов удивляет, а жестокость выбивает из колеи. Хорошие люди тоже злятся, но уже на глупость. Глупость - непрошибаемая эгоцентричная глупость! - не может не злить. Люди, недалеко ушедшие от Рогронов, ведут себя соответственно. Для них болезнь Пьеретты - повод позлорадствовать, причина для того, чтобы напасть на врага. Прикрываясь заботой о здоровье девочки, они развязывают себе руки, пользуются создавшимся положением.
В постпозиции Бальзак подводит итоги, к чему пришли герои после смерти Пьеретты. Картина удручающая. Благородный Бриго - чистый образ - остаётся по-ангельски чистым. Даже в сражениях он не запятнал себя. Прочие герои погрязают в мещанстве и похоже счастливы тем, что их мир не пал. Бальзак явно осуждает только "конгломерат" Рогронов, но на деле осуждения достойны и их противники, которые так же как и Рогроны в итоге получают по зубам. Вот только сопоставима ли такая оплеуха Судьбы с тем, что получила Пьеретта?