Найти тему

Начинаю вести дистанционно курс практической биологии. Что-то это будет?

Курс практической биологии должен проводиться очно. Однако реалии заставляют пробовать и дистанционный вариант. Будем первопроходцами.

Я работаю в школе 25 лет. Собираюсь уходить, поэтому выкладываю на канале все, что наработала за эти годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье.

Мой дистанционный курс — это, конечно, не только микроскопы и опыты. Оборудования и фантазии не хватает. Как я его строю, смотрите здесь.

В очном варианте первый урок практического курса я посвящаю мотивации. Ученики получают кейс, в котором пятиклассник Степа и Профессор ведут спор о важности изучения биологии в век компьютеров.

Для обсуждения проблемы использую прием «Шесть шляп мышления». Но для дистанционного урока он, естественно, неприменим. По крайней мере, в том виде, в котором замышлялся своим создателем.

На дистанционном уроке кейс оставляю, а со «шляпами» расстаюсь.

Рассылаю ученикам рабочий лист-инструкцию, текст которой привожу на иллюстрации.

Начало инструкционного листа для ученика
Начало инструкционного листа для ученика

В начале урока ученик знакомится с понятием «кейс». Не вижу ничего страшного в этом англицизме для пятиклассника. Мне нравится это короткое емкое слово. Это весьма современный способ подачи проблемной ситуации, он используется все чаще, поэтому детям не вредно о нем знать.

Далее сам кейс. Идею бесед мальчика и ученого я позаимствовала из великолепной линейки учебников С.Н. Ловягина, А.А. Вахрушева, А.С. Раутиан (текст беседы мой). Детям 5-6 класса нравится.

Продолжение инструкционного листа для ученика
Продолжение инструкционного листа для ученика

Чтобы дети не забывали о систематическом ведении записей, в инструкции есть указание записать дату и тему урока. Позже добавятся другие записи.

Чтобы детям было от чего отталкиваться в своих рассуждениях, предлагаю список глобальных проблем (он, конечно, неполон, но для составления схемы пятикласснику хватит). Под списком задание на составление блок-схемы. Если дети пришли на онлайн урок, проблем с ее составлением не будет, все проговорим и разъясним. Список проблем также приведен в описании очного урока.

Задача блок-схемы — намекнуть ученикам о существовании сфер жизни, где без биологии обойтись нельзя. Это пригодится им в качестве аргументов при обдумывании кейсов.

Окончание инструкционного листа для ученика. Дальше только самооценка.
Окончание инструкционного листа для ученика. Дальше только самооценка.

Вместо «Шести шляп мышления» на дистанционном уроке предлагаю устно ответить на вопросы пункта 7 (см. иллюстрацию выше). На последнем этапе ученики коротко формулируют ответ Профессора и записывают его в тетрадь.

Желающие могут оформить блок-схему и ответ Профессора в любом редакторе и прислать на почту для выставления отметки. Критерии оценивания прилагаются.

Самоооценка и примечание для родителей
Самоооценка и примечание для родителей

Ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции. Если уважаемые читатели предложат более яркие и продуктивные идеи, с удовольствием приму! Давайте вместе сделаем биологию самым интересным предметом в школе!

Подписывайтесь на канал. Ставьте лайк. Автор ждет комментариев, советов, продуктивных дискуссий.

Биологи
8981 интересуется