Курс практической биологии должен проводиться очно. Однако реалии заставляют пробовать и дистанционный вариант. Будем первопроходцами.
Я работаю в школе 25 лет. Собираюсь уходить, поэтому выкладываю на канале все, что наработала за эти годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье.
Мой дистанционный курс — это, конечно, не только микроскопы и опыты. Оборудования и фантазии не хватает. Как я его строю, смотрите здесь.
В очном варианте первый урок практического курса я посвящаю мотивации. Ученики получают кейс, в котором пятиклассник Степа и Профессор ведут спор о важности изучения биологии в век компьютеров.
Для обсуждения проблемы использую прием «Шесть шляп мышления». Но для дистанционного урока он, естественно, неприменим. По крайней мере, в том виде, в котором замышлялся своим создателем.
На дистанционном уроке кейс оставляю, а со «шляпами» расстаюсь.
Рассылаю ученикам рабочий лист-инструкцию, текст которой привожу на иллюстрации.
В начале урока ученик знакомится с понятием «кейс». Не вижу ничего страшного в этом англицизме для пятиклассника. Мне нравится это короткое емкое слово. Это весьма современный способ подачи проблемной ситуации, он используется все чаще, поэтому детям не вредно о нем знать.
Далее сам кейс. Идею бесед мальчика и ученого я позаимствовала из великолепной линейки учебников С.Н. Ловягина, А.А. Вахрушева, А.С. Раутиан (текст беседы мой). Детям 5-6 класса нравится.
Чтобы дети не забывали о систематическом ведении записей, в инструкции есть указание записать дату и тему урока. Позже добавятся другие записи.
Чтобы детям было от чего отталкиваться в своих рассуждениях, предлагаю список глобальных проблем (он, конечно, неполон, но для составления схемы пятикласснику хватит). Под списком задание на составление блок-схемы. Если дети пришли на онлайн урок, проблем с ее составлением не будет, все проговорим и разъясним. Список проблем также приведен в описании очного урока.
Задача блок-схемы — намекнуть ученикам о существовании сфер жизни, где без биологии обойтись нельзя. Это пригодится им в качестве аргументов при обдумывании кейсов.
Вместо «Шести шляп мышления» на дистанционном уроке предлагаю устно ответить на вопросы пункта 7 (см. иллюстрацию выше). На последнем этапе ученики коротко формулируют ответ Профессора и записывают его в тетрадь.
Желающие могут оформить блок-схему и ответ Профессора в любом редакторе и прислать на почту для выставления отметки. Критерии оценивания прилагаются.
Ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции. Если уважаемые читатели предложат более яркие и продуктивные идеи, с удовольствием приму! Давайте вместе сделаем биологию самым интересным предметом в школе!
Подписывайтесь на канал. Ставьте лайк. Автор ждет комментариев, советов, продуктивных дискуссий.