Первое поколение, SF, 1997-2002
Путь от концепта до конвейера у Forester длился более двух лет. И дело даже не в том, что Subaru, на тот час автомобильное подразделение концерна Fuji, была небольшой компанией, которой довольно тяжело было освоить производство новой модели. Все это время японцы вели маркетинговые исследования – в первую очередь, на североамериканском рынке. Ведь это в тамошний «калашный ряд» внедорожников было нацелено «рыльце» «Лесника».
Штаты уже видели Subaru Outback Sport, на родине называемую Subaru Impreza Gravel Express – внедорожную модификацию с повышенным клиренсом, кенгурятником и внешней запаской. На ней и базировался Forester, по цене и классу занимающий место между Impreza и Legacy. От них же взяли и двигатели: 2-х и 2,5-литровые оппозитные EJ. Оба были как в атмосферной, так и в турбированной версии.
Интерьер «Лесника» мало чем выделялся среди среднестатистических японцев. Вот разве что вариантов без электропакета, «на веслах», не существовало. А какой у первых поколений был люк! Огромный, почти в половину крыши, стеклянный – практически панорамный. Несмотря на то, что модель прицеливалась во внедорожный сегмент, посадка за рулем у первого поколения была самая что ни на есть легковая. Зато очень удобная. А вот про уникальные по своей сути подвеску и трансмиссию Forester мы расскажем в главе про…
Второе поколение, SG, 2002-08
…которое в принципе можно назвать рестайлингом, причем не очень-то и глубоким, однако ни у кого язык не поворачивается. И это невзирая ни на то, что габариты второго «Лесника» остались миллиметр в миллиметр, включая колесную базу, ни на то, что гамма моторов осталась прежней, и даже что интерьер особо не изменился. Да что там внутренности, внешне SF с дорестайлинговым SG легко можно перепутать! (Подсказка: если хотите прослыть гуру, обращайте внимание на форму противотуманок. У SG они круглые, если есть. Бывают и дыры с решетками).
Да и движки по мощности остались практически те же. Это после рестайлинга-2005 «Лесник» получил дополнительный распредвал и, как следствие, еще 18 л.с. в самой простой версии 2.0 атмо. Нет, были и другие достижения, по мелочи, но эта – одна из двух ярких. Вторая – Forester STI, модификация 2004 года, с мотором от Impreza WRX STI с системой i-AVLS, активно управляющей клапанами. Он выдавал 265 л.с., и оснащенные им «Форестеры» единственные имели на задней оси самоблокирующийся дифференциал.
Теперь обещанное про подвеску и трансмиссию. У SF и SG они идентичны: подвеска Мак Ферсон и спереди, и сзади, но какая! Она как будто приспособлена для колдобин и ям на дорогах СНГ. «Лесник» идет мягко, почти как S-класс «Мерседеса», и при этом отлично держит дорогу. И перебирать подвеску часто не приходится. Трансмиссия распределяет момент 50/50 с МКПП. В варианте с «механикой» присутствует даже демультиликатор – причем в базе. Автомат более «паркетный», это либо простой AWD, либо тоже дифференциал… но зато какая тут АКПП! Jatco 4EAT хотя и разработана в 1988 году, по праву считается лучшей и надежнейшей.
Спросите, что тут улучшать? Посмотрим на следующее поколение.
Третье поколение, SH, 2008-12
Во-первых, долой безрамочные двери. Непонятно, за что пострадала эта фишка – ведь стекла в таких дверях Subaru с 70-х годов держались лучше, чем у всех их «коллег». Во-вторых – длиннее, выше, просторнее. «Лесник» перестал быть компактным SUV… и узнаваемым, став напоминать все среднестатистические кроссоверы вместе взятые. Клиренс также вырос – с 205 до 230 миллиметров.
Интерьер сильно изменился, и к нему тоже были вопросы. Например, к центральной консоли, где воздуховоды были сильно опущены вниз, под мультимедийную систему. Руль уже был не MOMO, как на SG5, но кнопочек на нём не прибавилось. Самым же явным новшеством была задняя подвеска: она стала многорычажной, но не растеряла раллийных традиций Subaru.
Хотя нет. Явление оппозитного дизеля, пожалуй, посильнее будет. Мотор ЕЕ был первым дизельным двигателем не только в гамме Forester, но и вообще у Subaru. Двухлитровый и, естественно, турбированный, он выдавал 147 л.с. и шел только с шестиступеначатой «механикой». Другими моторами в линейке были все те же EJ, 2.0 и 2.5, с теми же самыми характеристиками. Даже АКПП-4 продержалась до конца поколения – от добра добра не ищут.
Так ли? Рассмотрим преемника:
Четвертое поколение, SJ, 2012-18
Изменений было более чем достаточно. Внешность перестала быть «интернациональной», в экстрерьере явно улавливались мотивы первых двух поколений Forester. Как и в интерьере – воздуховоды наконец-то заняли законное место. «Легкий внедорожный автомобиль» стал еще легче в управлении: обзавелся системой X-Mode, которая помогала даже начинающим водителям уверенно чувствовать себя в сложных дорожных условиях, на мокром или грязном покрытии.
Правда, устанавливался X-Mode только на модификации с вариатором Lineartronic (вот на что променяли неубиваемую Jatco). Кроме CVT (с виртуальными передачами!) линейка КПП включала еще 6-ступенчатую «механику». Такой подбор трансмиссий позволил существенно снизить расход топлива: чуть больше 7 л/100 км (первые поколения «кушали» минимум 9-10).
Опций хватало в любых версиях: от мультимедиа с сенсорным 6,2-дюймовым экраном и спутниковым радио до системы Subaru EyeSight с ее предупреждением столкновения, контролем движения по полосам, адаптивным «круизом» и прочим. Правда, была она оптической, а не радиолокационной, поэтому в условиях недостаточной видимости работала плохо.
Зато отлично работали двигатели, новых моделей, FA и FB, но сохранившие объем в 2 и 2,5 л, и, конечно, оппозитное строение. Двухлитровый дизель тоже остался (как вы, наверное, догадываетесь, лишь «пока»). Четвёртая генерация «Лесника» впервые получила 5 звезд Euro NCAP (хотя пешеходу «досталось» лишь 73%).
Пятое поколение, SK, 2019-поныне
Разительные внешние изменения – не фишка Forester. 5 генерацию легко можно спутать с предшественником – как 1 и 2-ю. Хотя кузов абсолютно новый – построенный на «тележке» SGP (Subaru Global Platform): жестче, как водится, на 40% и с более низким центром тяжести. Вместе с ним ниже стал и клиренс – но ненамного, всего на 1 сантиметр. Изменены интерьер и эргономика – к примеру, управление климатом перенесли на руль.
Электронные системы теперь накрепко прописались в «Леснике». X-Mode и Subaru Eyesight улучшены, в комплектации Touring появилась Subaru DriverFocus – она не только определяет сонливость водителя, но и запоминает физические параметры пяти водителей, чтобы регулировать под них сиденья и зеркала. Двигателем теперь управляет система «старт-стоп», но это и понятно – в моторной гамме появился гибрид.
Хотя мощность электромотора гибрида всего 16,5, его аккумулятор, расположенный над задней осью, улучшает развесовку машины. Впрочем, «Форестеры» доступны и со стандартными FB20 и FB25, на 150 и 185 коней. А вот турбированных версий уже больше нет…
РОЛЬФ – это лидер российского авторитейла и автомобильный эксперт.
Понравился пост? Жмите палец вверх 👍 и подписывайтесь на наш канал. Здесь поднимают самые интересные и важные темы.
Рекомендуем прочитать:
«Большой-широкий». За что мы полюбили Jeep Grand Cherokee
Вождение «по-осеннему»: как сохранить машину и жизнь
Подержанные внедорожники по цене нового УАЗ «Патриот»