Найти тему
Мечтатель

Лучшие фэнтезийные карты 1. Самый олдскул

Оглавление

Какое же фэнтези без карты! Она хорошо покажет и удивительный путь приключенцев, и мир с невиданными странами, который хороший автор продумает как следует. И я решил создать цикл статей с кратким обзором самых интересных карт. В этом выпуске - карты трёх первопроходцев жанра.

Средиземье и Арда. Джон Р. Р. Толкин

Ну как же без самого главного. Пожалуй, не было вселенной, продуманной доскональнее (во всяком случае одним человеком, а не коллективом авторов как например в Звёздных Войнах). Вроде карта и простая, а в то же время столько подробностей - речушек, лесов, гор, и за каждой - своя история. Карта Средиземья станет прообразом для многих подражателей: зловещая страна на востоке, эльфийские острова на западе, гномьи горы, рассекающие всю карту... Хотя ряд хороших деталей никто не подобрал: например то, что западная часть материка довольно девственна, там живут только эльфы и гномы (обычно в фэнтезийных мирах западное побережье - это просто аналог Европы).

А ведь кроме карты, известной всем по фильму, есть и другие (прокрутите галлерею выше). Так, в Первую Эпоху западнее были земли Белерианда, почти девственные, куда первые люди, эдайн, приходили как гости на великую войну эльфов с тёмными силами, впервые робкоп подходили к морю. И в Войне Гнева, подобных которой не было, эта часть материка затонула. А есть ещё и карта всего мира, с далёкими материками, включая блаженный Аман...

Кажется, Средиземье никак не сопоставляется с реальностью, помимо того что это "ну примерно Европа, на востоке свои монголы, на юге свои арабы", да вдобавок Средиземье кажется маленьким. Однако оно хорошо накладывается на реальную карту Европы (см. последнюю картинку в галлерее) - сам Толкин говорил, что западные эльфийские башни находятся на месте нынешней Ирландии, и потому в этой стране развитый эльфийский эпос. Ну а Хоббиттон - там, где будет старая добрая Англия.

Хайборийская эра, мир Конана. Роберт Говард

Не забудем и второго по значению, один из первых фэнтезийных миров, созданный под влиянием ещё других жанров - приключений и фантастики.

Как и Третья эпоха Средиземья - Хайборийская эра - это далёкое мифическое прошлое нашего мира, до великих катастроф. Но здесь явно видны предки исторических народов, часто даже под теми же именами. Хайборийская раса - очевидные индоевропейцы (по тогдашней терминологии - арийцы, ничего плохого не имею в виду), среди которых даже есть свои римляне, скандинавы и персы (а собственно народ Конана-варвара - киммерийцы - по словам Говарда - предки кельтов и славян, хотя они отстоят дальше, пришли из утонувшей Атлантиды). Шемиты - очевидные семиты, предки арабов и евреев, поклоняющиеся Иштар, стигийцы - египтяне, которые тогда ещё поклонялись тёмному змеиному богу Сету, прямо так и названные пикты, далёкий затерянный в джунглях Кхитай, и прочие, и прочие...

Как и у Толкина, у Говарда было несколько эпох меж катастрофами, в которых менялась земля. До Хайборийской эры была Турийская - время, когда жила Атлантида, и наряду с людьми были нечеловеческие цивилизации - время Кулла-атлантийца, предка Конана. Эта эра кончилась великим сотрясением, а Хайборийская - ледниковым периодом.

Невон, мир Фафхрда и Серого Мышелова. Фриц Лейбер

Возможно вы не знаете этого автора, но он тоже очень важен для жанра (возможно даже третий по значимости после Толкина и Говарда). Воровские гильдии и мрачные грязные города с тайнами - это от него. А кроме того, Невон - один из первых фэнтезийных миров, который именно что отдельный мир: не эпоха далёкого прошлого или будущего, не затерянная страна, не другая планета, не мир снов, а именно полноценный мир. Это проявляется и в особой его подаче: Лейбер говорит о нём, как о "пузыре" где-то в неведомом времени и пространстве (и его название - Nehwon - "nowhen", "никогда" наоборот).

В плане народов, стран, мир вроде незатейлив: ну варвары типа викингов, ну великий порочный город вроде Рима в середине, ну степи минголов (sic) и пустынная империя на востоке, джунгли на юге... А всё же есть какой-то шарм и какая-то специфика. Чего стоит этот небольшой ланкмарский континентик. На западе - интересная альтернатива как "блаженным землям эльфов", так и "фэнтезийной Америке" - континент чёрных мистических пустошей. А на самом востоке - по средневековой классике - загадочные земли плешивых людей, вурдалаков и дом самой Смерти.

Но большая часть приключений парочки друзей-воров всё же проходит в великом древнем городе Ланкмаре, городе приключений, тысячи культов и дома гильдии воров - ещё более древней, чем сам город. И улицы Ланкмара тоже хорошо проработаны - смотрите вторую картинку в галлерее.

На этом всё, но скорее всего будет ещё много выпусков о других фэнтезийных картах! Предлагайте, о каких ещё можно написать. Не бойтесь, я не забуду Земноморье, Плоский Мир и Игру Престолов - предлагайте необычное, что я могу упустить. ;)