Сергей Бондарчук, наверное, для широкого современного зрителя, прежде всего, режиссер масштабных батальных сцен (не случайно с 2004 года в Волоколамске проходит международный фестиваль военно-патриотического кино «Волоколамский рубеж» имени Сергея Бондарчука), который сам всегда снимался в своих фильмах и родил прославленного российского режиссера Федора Бондарчука. Для меня же это автор лучшей экранизации в мировом кинематографе ever – эпопеи «Война и мир».
Актер по профессии
Будучи актером по образованию (учился в Ростовском театральном училище, окончил актерский факультет ВГИКа – мастерскую легендарных Сергея Герасимова и Тамары Макаровой), до своей первой режиссерской работы Сергей Бондарчук много играл в театре и снимался в кино. Первой киноролью, как для многих актеров того яркого выпуска, стал персонаж коммуниста-подпольщика Валько в фильме «Молодая гвардия».
Были среди ролей и главные и даже весьма лиричные. Сыграл Отелло в одноименной экранизации (на съемках он и полюбил свою будущую третью жену Ирину Скобцеву, которая вспоминала о начале их романа: «Мы снимали сцену, в которой Отелло и Дездемона, идут, обнявшись, через весь кадр – из кадра вышли, а разомкнуть объятья не можем»). В фильме Фридриха Эрмлера «Незаконченная повесть» убедительно изображал талантливого и чуткого кораблестроителя Юрия Ершова, которого беспричинно парализовало – и только вера и любовь участкового врача в исполнении Элины Быстрицкой ставит его на ноги. Любовь, впрочем, по моему убеждению, вышла как раз не убедительной – насколько я знаю, человеческой симпатии у этих двух великих артистов на площадке не сложилось, а потому даже в любовных сценах они предпочитали сниматься по отдельности.
«Звездной» стала для Бондарчука главная роль в фильме «Тарас Шевченко». Фильм настолько понравился Иосифу Сталину, что Бондарчук не только получил Сталинскую премию I степени, но и сразу стал Народным артистом СССР, в возрасте всего 31 года и минуя звание Народного артиста РСФСР. (К слову, Сергей Бондарчук, родившийся на территории современной Украины, по национальности был украинцем – рос в семье крестьян).
Бондарчук-режиссер трижды экранизировал Шолохова. По его рассказу он снял свой режиссерский дебют «Судьба человека», где сыграл и главную роль шофера Андрея Соколова – человека, всю жизнь которого исковеркала война (он попадает в плен, проходит концлагеря, узнает, что во время бомбежки умирает жена с двумя дочками, а в последний день войны на фронте погибает и старший сын). И единственным спасением этого простого человека становится еще одна исковерканная жизнь маленького мальчика. Сцена, где герой Бондарчука решает сказать Ване, что он и есть его пропавший без вести отец, – одна из самых пронзительных с участием детей-актеров в советском кино (Ваню играет Павел Полунин, который ребенком снялся еще в нескольких фильмах, но так и не вырос во взрослого актера).
В 1959 году фильм «Судьба человека» стал лучшим по мнению читателей самого зрительски-авторитетного журнала «Советский экран» и получил кучу призов международных фестивалей.
Война на съемочной площадке
Четырехсерийный фильм «Война и мир» стал не только подробным переложением величайшего романа на язык кинематографа, но и своего рода почти документальной реставрацией быта и уклада XIX века, которым дышал роман. По этой экранизации Бондарчука можно написать не то, что статью, а отдельную книгу – хотя бы даже исходя из масштаба подготовки к съемкам.
Министерство культуры СССР чуть ли не всю страну подтянуло к созданию картины. Мебель и предметы быта были только подлинным – 19 века (помогли 58 музеев страны), а кинооборудование, наоборот самое новое и современное (причем строго советское, включая кинопленку). Министерство лёгкой промышленности СССР шило костюмы для актеров и многочисленной массовки (40 предприятий производили реквизит), Министерство обороны СССР предоставило лошадей и целые воинские подразделения (был даже сформирован отдельный кинематографический кавалерийский полк в составе около 1500 всадников, у которых, к слову, потом сложилась отличная кинокарьера – полк участвовал в съемках следующего фильма Сергея Бондарчука «Ватерлоо», а также всенародно любимых картинах «Белое солнце пустыни» (1970), «О бедном гусаре замолвите слово» (1980), «Битва за Москву» (1985), «Гардемарины, вперёд!» (1987) и многих других, в том числе и иностранных. В нем, к слову, служили Сергей Жигунов, Игорь Скляр, Егор Кончаловский и даже братья Запашные.
Наверняка многие слышали историю, как Бородинское сражение сначала планировали снять на реальном Бородинском поле, но стоящий там мемориал мешал съемкам и их перенесли на поле близ города Дорогобужа Смоленской области (но тот действительно на пути Старой смоленской дороги) и гороховое поле перед декорациями Батареи Раевского за несколько недель вручную засадили спелой рожью.
Для панорамных съемок Бородинского сражения были не только задействованы вертолеты, вышки и операторские краны оригинальной конструкции, но и была протянута воздушная канатная дорога в 120 метров долиною. На нее крепили камеру – и та «летела», создавая иллюзию точки зрения с летящего пушечного ядра.
Для съемок первого бала Наташи Ростовой был выстроен специальный павильон на «Мосфильме», оператор фильма Анатолий Петрицкий встал на роликовые коньки, а сам режиссер ходил перед камерой и то и дело поводил перед объективом то веером, то женской шалью, имитируя разряженную толпу. Все это есть в документальном очерке «На съемках фильма «Война и мир» – он выложен в сети (всего полчаса): https://www.youtube.com/watch?v=AUTfDFTweYc
Создание фильма-эпопеи по роману-эпопее заняло 6 лет. За это время Бондарчук не только получил статус ведущего советского режиссера, но и два сердечных приступа и клиническую смерть.
Но все это как будто и не про фильм вовсе.
Вы только представьте ответственность, которую взяли на себя создатели этого грандиозного кинопроизведения! Вышеупомянутый фильм начинается цитатой из письма одного одессита: «Мы не простим вам ошибок. А мы – это десятки и сотни тысяч читателей и зрителей, кто «Войну и мир» знает почти наизусть. Боюсь на экране увидеть то, что знакомо с детства, что люблю с детства».
Картина не только должна была отметить 150-летнюю годовщину Отечественной войны и Бородинского сражения, но и стать ответом (в том числе и с точки зрения технологии) Голливуду и вышедшему там в 1959 году одноименному фильму режиссера Кинга Видора. Осуществить этот госзаказ хотел корифей советского кино и основатель Союза кинематографистов СССР Иван Пырьев, но, по официальной версии, сам отвел свою кандидатуру. Хотя на сайте «Мосфильма» рассказывается, что именно Министерство культуры отклонило запрос студии на кандидатуру Пырьева.
И целый мир кино…
Бондарчук менял съемочную группу во время съемок – не многие могли с ним работать и соглашаться на диктат.
Над сценарием в 1961 году Сергей Бондарчук, как всегда, начинает работать сам. В этот раз его соавтором стал Василий Соловьев – выдающийся советский педагог по сценаристике, фронтовик, как и сам Бондарчук. Он также сыграл в фильме эпизодическую роль (удалого артиллериста, которого убивают во время Бородинской битвы). Соловьев так вспоминает их знакомство: «Когда мы в первый раз встретились с Бондарчуком для предварительной беседы, то проговорили часов до трех ночи. Бондарчук, как говорится, «зондировал» меня на ощущение Толстого, на любовь к Толстому. Он говорил мне: «А как же вот, например, сцена на пароме между Пьером и Андреем? Ее ведь, наверно, придется выбросить, ведь это же «толстовщина», мы же не можем ее тащить на экран?..» «Зачем же, — отвечал я, — тогда браться за Толстого, если при этом бояться Толстого...» «Ну, хорошо, — продолжал Бондарчук, — а вот та сцена, где Толстой описывает пруд, набитый солдатами, как карасями, набитый пушечным мясом, — ведь это же тоже нельзя снимать. Как это? — герои, защитники Отечества и вдруг — караси?..» Бондарчук, естественно, и не собирался выбрасывать все эти сцены. Он просто хотел выявить мои симпатии и антипатии, мои пристрастия и степень моей убежденности в Толстом и верности ему».
Вообще изначально Мосфильм хотел видеть на месте Соловьева Виктора Некрасова – также фронтовику, автору повести «В окопах Сталинграда» и сценария к фильму «Солдаты» (1956). Но тот отказался, сославшись на занятость.
Бондарчук и Соловьев не только талантливо, но и бесконечно бережно отнеслись к первоисточнику, практически не допустив расхождений и сохранив и столь нелюбимую школьниками дидактику Л.Н. Толстого (хотя некоторые коллеги по цеху именно это ставили им в укор).
Главной «купюрой» фильма стал толстовский эпилог: Бондарчук закончил сюжет не 1920 годом, а встречей Пьера Безухова и Наташи Ростовой после войны, сотворив обожаемый мною финал: в сцене герои ничего не говорят друг другу, а только воспроизводят в памяти давний монолог Пьера – «Да ежели бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире и был бы свободен, я бы сию минуту, на коленях, просил руки и любви вашей».
Когда первая серия фильма «Война и мир» – «Андрей Болконский» – вышла в советских кинотеатрах в 1966 году, она стала лидером советского проката, собрав аудиторию в 58 миллионов зрителей (кстати, потом имела и успешный зарубежный), а уже упомянутый журнал «Советский экран» по итогам зрительских опросов признал Вячеслава Тихонова и Людмилу Савельеву (исполнителей ролей Андрея Болконского и Наташи Ростовой) лучшими актерами года.
Сам Кинг Видор (режиссер той самой голливудской экранизации), увидев фильм, писал: «Бородинское сражение лучше показать невозможно: глубокое понимание битвы, прекрасные массовки – волнующее зрелище. И эпизод пожара Москвы прекрасно снят. Я в Голливуде считаюсь специалистом по пожарам и знаю, как это трудно. Мы обсуждали у себя эту сцену и единодушно решили, что она прекрасна».
Про награды писать не буду. Упомяну только, что картина не только получила в 1969 году «Оскар», как лучший иностранный фильм, но была номинирована и на второй – в категории «лучшая работа художника-постановщика». Награду за фильм получала Людмила Савельева, выпускницу Ленинградского хореографического училища имени А. Я. Вагановой, балерину Ленинградского театра оперы и балета, которую Бондарчук выбрал среди блистательных Анастасии Вертинской, Людмилы Гурченко, Ларисы Кадочниковой, Натальи Фатеевой. Этот фильм стал ее пропуском в большое кино. А Анастасия Вертинская все же снялась в кино-эпопее в роли жены Андрея Болконского.
Вячеслава Тихонова режиссер утвердил на роль Андрея Болконского, когда съемки были уже в разгаре. Бондарчук видел в этом качестве Иннокентия Смоктуновского, но тот играл Гамлета в одноименном фильме у Козинцева и отказался. На кандидатуре Тихонова настаивала глава Министерства культуры СССР Екатерина Фурцева – и вроде как Тихонов все-таки убедил Бондарчука в своей уместности на этой роли. Однако впоследствии оба были недовольны этой работой. И из многолетнего творческого кризиса Тихонова смог вывести только режиссер Станислав Ростоцкий, сняв его в прекрасном фильме «Доживем до понедельника».
Но больше всего нареканий было в адрес персонажа Пьера Безухова, ради которого Бондарчук набрал 10 кг веса. Прежде всего из-за возраста: в начале романа порядочному, но беспечному Пьеру 20 лет, а Бондарчуку на тот момент было 45. Но глядя на фильм все же трудно сказать, играет ли Бондарчук юнца (в конце концов, вспомним фильм Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник», где Олег Меньшиков играл курсанта в свои 38 лет) – ведь в романе 34-летний Болконский наставляет и покровительствует младшему другу, или умудренного взрослого человека. Я вот смотрю фильм с первой позиции, хотя мой дедушка изрядно посмеивался над "престарелым" Сергеем Бондарчуком в этой роли, как и над его пристрастием снимать в своих фильмах членов своей семьи (впрочем, с моей точки зрения, у Бондарчука это выходило органичнее, чем у иных деятелей даже современного кино).
И все-таки эпилог
Книгу о фильме я все-таки писать тут не буду. Тем более, что есть прекрасные документальные фильмы о нем (сведения взяты у REALISTFILM.INFO):
Документальный фильм «Сергей Бондарчук» (1982). Когда снималась картина, Сергею Федоровичу было 62 года. Он уже маститый, всемирно признанный режиссёр оскароносного фильма «Война и мир». Он депутат Верховного Совета РСФСР, профессор ВГИКа. Продолжает работать над фильмом-трилогией «Красные колокола», мечтает снять «Бориса Годунова»: https://www.culture.ru/movies/348/sergei-bondarchuk
Документальный фильм «Сергей Бондарчук. Послесловие» (реж.: Наталья Бондарчук, 2011). Фильм выпущен к 90-летнему юбилею Сергея Бондарчука и рассказывает о его юности, обучении во ВГИКе у знаменитых Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, начале творческого пути – съемках у С. Герасимова в фильме «Молодая гвардия»: https://www.culture.ru/movies/434/sergei-bondarchuk-posleslovie
Последнее интервью с Сергеем Бондарчуком (1994 год): https://youtu.be/ZkdOfm3aO78
А сейчас готовится фильм авторов Антона Желнова и Дениса Катаева и режиссера Ильи Белова «Battle». Недавно вышел трейлер: https://youtu.be/EZyiiuMyOzw
А в Толстовском центре на Пятницкой до марта 2021 года идет выставка «Война и мир» С.Ф. Бондарчука. К 100-летию со дня рождения режиссера»
Закончить хочу самым главным для меня в этом фильме Сергея Бондарчука и в написанной для него музыке тогда еще студента консерватории Вячеслава Овчинникова: это главное – то, что и задумывал передать своим романом Толстой (помимо безусловно важной мысли, что ход истории двигают поступки каждого маленького человека, населяющего землю). Это невероятная, иногда безумная, иногда щемящая, жажда жизни!