Интересная рецензия на книгу и ветка обсуждений здесь http://www.livelib.ru/review/247184
цвета: грязно-жёлтый, бордовый, грязно-чёрный
На мой взгляд, "Цветы для Элджернона" - книга переоценённая и совсем не стоит тысяч хвалебных речей, которые ей возлагают. Да, она хороша, но не более того.
Хороша она прежде всего поднимаемыми проблемами. Вижу ли я новый взгляд на эти проблемы? Нет. Раз за разом автор пытается выдавить из меня слёзы жалости к убогим, но я не поддаюсь. Мне вовсе не жаль дурачков. Никогда я не испытывал жалости к инвалидам. Уважение к тем из них, кого не сломило увечье, - да. Но жалеть... увольте. И мне не нравится, когда меня заставляют кого-то жалеть. Жалеть дурачка Чарли, жалеть учительшу Кинниан, жалеть Немура или Джимпи, или Розу или Мэтта. Мне даже Нору не жаль, хотя больше всех страдала она. И это не потому что я циник и мизантроп (ну может быть отчасти и поэтому), а потому что люди не заслуживают, чтобы их жалели. Люди хотят доброго слова и уважения, люди хотят человеческого обращения и взаимной вежливости, люди хотят общаться на равных. И если ты жалеешь кого-то, потому что считаешь его недостаточно развитым или увечным, чтобы общаться с тобой на равных, - ты не лучше того, кто насмехается над недоразвитостью и увечьем. Сказал Киз об этом? Нет. Он уподобился Немуру - своему персонажу, - поставил Чарли на самое дно социальной пирамиды, раскастовал людей по интеллекту, вывел формулу, при которой ты не можешь быть человеком, если ты дурак (потому что это отклонение от нормы), и не можешь быть человеком, если ты гениален (потому что 189 айкью это тоже отклонение от нормы). Киз создал Чарли, но не понял его. А всё потому, что книга изначально нацелена на совсем иное, нежели понимание Чарли и принятие его, как личности. Книга нацелена на выбивание жалостливых слёз. И в этом автор преуспел. Тысячи сердобольных "девчоночек" рыдают. Рыдайте над "Вином из одуванчиков", идиоты! У вас больше никогда не будет детства. Рыдайте над Гарри Поттером - у вас никогда не было так много настоящих друзей! Плачьте с Антеей тор Дериул. Вам никогда не пережить столько приключений. Но не надо рыдать над Чарли. Ни один Чарли в мире не хотел бы, чтобы вы плакали, глупцы.
Цветы для Элджернона...
Этот мотив должен быть основным, решающим в книге: дружба непонятого, отверженного (даже собственным создателем) человека и сверхумной крысы. Но нет. Поступки Чарли совсем не подтверждают горячей дружбы. Время от времени, как и автор, он вспоминает о Элджерноне, чтобы в следующую секунду забыть. И потому последние слова Чарли не вызывают должной отдачи. Элджернон - сбоку припёка новеллы, унаследованная из рассказа, где как раз таки достаточно и слов и мысли, чтобы всё выглядело органично и правильно. В рассказе Элджернон - ключевая фигура, в то время как в новелле он оставлен, чтобы не рушить и не выдумывать заново некоторые моменты в сюжете, а ещё, чтобы выдавить слезу в самом конце.
Несмотря на моё критиканство, книга хороша. В ней поднимается проблема отношений людей друг к другу. Все мы злимся на тех, кто глупее нас, или просто не может нас понять, потому что мыслит на другой волне. Мы требуем, чтобы окружающие думали так же, как мы, а иначе злимся, насмехаемся или жалеем. Но это не только проблема людей с разным уровнем интеллекта, это проблема всех возможных человеческих различий вообще. Кизу не хватило широты взгляда, чтобы увидеть это. Или мастерства, чтобы описать это. Кое-где проскакивают намёки, но не более. В книге большой упор сделан на плавное изменение стиля повествования (местами происходят довольно резкие скачки - досадная мелочь, не более), что в своё время наверняка потрясло литераторов. Приём не нов. В "Войне с саламандрами" разнообразие стилей зашкаливает, правда нет плавного перетекания, чего на самом деле добиться очень трудно, за что Кизу большой респект и уважуха. И ещё книга хороша тем, что поднимает вопрос о том, что такое человек. Чарли не просто меняется, он мутирует, превращаясь в нечто иное. Так что же-что делает его прежним Чарли Гордоном? Его любовь к Алисе, его желание общаться, его стремление достичь заветной цели? А может быть его глупость и наивность, которые не покидают его даже с появлением ума?
Чарли Гордон - всего лишь стопка отчётов, всего лишь воспоминания у тех, кто его знал. Чарли Гордон так и не смог выбраться из своей раковины одиночества, так и не взглянул на мир широко открытыми глазами, и жизнь вокруг всегда была очерчена рамой обыкновенного окна, которую ему так и не удалось раздвинуть. Вот и весь Чарли Гордон. И интеллект совсем не помогает ему.