Найти тему

Первый урок практического курса биологии в пятом классе. Пускаюсь в неведомое плавание

Почему неведомое — да потому что удовлетворяющих меня наработок я не нашла. Приходится браться за клавиатуру, подключать фантазию — и вперед.

Я работаю в школе 25 лет. Собираюсь уходить, поэтому выкладываю на канале все, что наработала за эти годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье.

Чтобы было понятно, что к чему, здесь я рассказываю, как составлено мое календарно-тематическое планирование, подразумевающее «сплав» основного и практического курсов.

Делать два параллельных курса: биологии и практической биологии — мне показалось излишним. Поэтому почти каждый урок практического курса является логическим продолжением предшествующего урока основного курса.

Этим я достигаю следующих целей:

  • увеличиваю время на изучение предмета (час в неделю — абсурд);
  • избегаю непонимания со стороны пятиклассников, у которых и так от количества предметов голова кругом идет;
  • не ломаю голову, чем наполнить курс, поскольку ни курчатовской лаборатории, ни чего-то подобного в нашей школе нет;
  • берегу нервы и здоровье вообще.

Этот урок у меня посвящен важности изучения биологии в современном мире. Вам ведь тоже часто задают вопрос: «А зачем нам это надо?» Понятно, что не пятиклассники задают, а ученики постарше. И все же, если заранее хорошенько продумать и проговорить вместе этот вопрос, то, во-первых, может, что-то в головах и осядет, а во-вторых, всегда можно будет сослаться на дискуссию этого урока.

Цель этого урока я сформулировала следующим образом: ученик формирует навыки ведения аргументированной дискуссии. Нужно подготовить раздаточный материал — карточки для групп. Можно несколько кадров презентации.

По поводу презентации. На этом уроке без нее можно обойтись, но с ней, конечно, удобнее. Я поступаю таким образом. Когда у меня был проектор, я, конечно, берегла лампу и старалась не включать его без необходимости. Сейчас у меня интерактивная панель, которая все равно включена целый день. А в большинстве кабинетов уже нет обычных досок, поэтому панели не выключают, чтобы иметь возможность в любой момент что-то написать. По этой причине презентация у меня все-таки есть, даже если она состоит всего их трех слайдов.

Если вы пользуетесь программой ActiveInspire, приглашаю скачать флипчарт к уроку целиком.

Как и в большинстве случаев, урок начинаю с легкого опроса, чтобы вспомнить материал предыдущего занятия. Это занимает минуту.

  • Что изучает биология?
  • От каких корней произошло название науки биологии?
  • Приведите примеры слов с такими же корнями.
  • На какие дисциплины делится биология?
Программа ActiveInspire позволяет открывать вопросы в произвольном порядке. На этом скрине они уже все открыты.
Программа ActiveInspire позволяет открывать вопросы в произвольном порядке. На этом скрине они уже все открыты.

На дом задавалось задание для желающих — составить высказывание длиной в одно предложение о важности любой из этих дисциплин. Теперь желающие зачитывают свои высказывания и получают плюсы.

Следующее задание позволяет закрепить навык работы в группах, который мы осваивали на предыдущем уроке и одновременно подготовить почву для нового материала.

Каждая группа (здесь вы можете почитать об особенностях практикуемой мною рассадки учеников) получает задание. Нужно выбрать одну из дисциплин (представлены на рис. 1 учебника Пасечника «Линия жизни») и подготовить ответ в формате:

  • что мы знаем об этой науке (что она изучает, какие есть открытия, достижения, проблемы);
  • что мы не знаем, но хотели бы узнать.

И вопрос, и формат ответа можно распечатать на карточках или подать на слайде презентации.

-3

Важно заранее оговорить время на работу. Например, 2 минуты на обсуждение и минута на выступление. Хорошо иметь несколько песочных часов с разной продолжительностью падения песка. У меня есть вот такие (см. фото ниже) — дети их обожают, даже одиннадцатиклассники периодически подходят к кафедре перевернуть их.

Не знаю, что это за зеленая жидкость, но если часы перевернуть, она красиво капает вниз и вращает штурвальчики.
Не знаю, что это за зеленая жидкость, но если часы перевернуть, она красиво капает вниз и вращает штурвальчики.

Теперь переходим непосредственно к основной части урока. Для пятиклассников я ввела в «ткань предмета» мальчика Степу, который то и дело задает вопросы Профессору. Так вот, сегодня Степа спрашивает у Профессора: «Зачем изучать биологию в век компьютеров?» Для наглядности и визуальной вовлеченности этот вопрос можно оформить слайдом презентации.

Естественно, реплики открываются по очереди
Естественно, реплики открываются по очереди

Вопрос учителя: «Что ответил Профессор?» создает проблемную ситуацию, над которой работаем в группах при помощи приема«Шесть шляп мышления».

Систему организации мышления под мультяшным названием «Шесть шляп мышления» разработал английский психолог Эдвард де Боно.

Я впервые узнала о ней, когда в Москве вводили курс «Экология и устойчивое развитие». Авторы курса рекомендовали и даже описывали в школьном учебнике некоторые игровые приемы, позволяющие разнообразить и обогатить уроки.

В первозданном виде прием работает со взрослыми людьми или старшеклассниками. Для пятого класса, конечно, пришлось видоизменить и упростить. Вот что получилось.

Красная шляпа— эта группа высказывает свои эмоции, связанные с проблемой, не анализируя их. Можно предложить ученикам ответить на вопросы:

  • что я сейчас чувствую?
  • что мне говорит мой «внутренний голос»?
Привожу в пример слайд с красной шляпой. В готовом флипчарте есть все шляпы.
Привожу в пример слайд с красной шляпой. В готовом флипчарте есть все шляпы.

Белая шляпа— эта группа занимается формулировкой проблемы.

  • в чем вы видите противоречие между точками зрения Степы и Профессора?
  • на чем основано это противоречие, в чем его причина?

Синяя шляпа— эта группа размышляет над «балансом сил».

  • на чей стороне перевес?
  • почему вы так считаете?

Черная шляпа— в первоисточнике это группа критического анализа. В нашем случае группа будет приводить аргументы в пользу Степы.

Соответственно, Желтая шляпа (позитивное мышление) ищет аргументы в пользу Профессора.

Зеленая шляпа должна обеспечить творческий подход к проблеме. У нас эта группа отвечает на вопросы:

  • можно ли примирить Степу и Профессора?
  • если можно, то как именно?

Естественно, пятиклассники не смогут ничего внятно выразить, если не дать им «рабочую лексику» - понятия, на которые они могут опираться, от которых отталкиваться для своих размышлений. Поэтому я сделала специальную карточку с перечнем проблем современного человечества. Ее можно раздать каждой группе, а также вывести на экран.

Вот этот перечень проблем:

1. Защита и улучшение здоровья человека.

2. Повышение урожайности сельскохозяйственных растений.

3. Защита почвы, мирового океана и атмосферы от загрязнений.

4. Борьба с увеличением площади пустынь.

5. Сохранение редких видов животных и растений.

6. Утилизация (сжигание, захоронение или повторное использование) отходов.

7. Повышение продуктивности сельскохозяйственных животных.

8. Создание удобных бионических протезов, искусственного глаза, почек и т. д.

Итак, правила игры объяснены, карточки розданы, время зафиксировано. Навскидку хватает пяти минут на обсуждение. В слабом классе чуть больше. Учитель подходит последовательно к каждой группе, выясняет, понятно ли задание, в случае необходимости дает пояснения. Это мое любимое — почти индивидуальный подход.

Когда время на обсуждение истечет, от каждой группы выступает спикер. Перед первым выступлением необходимо коротко обрисовать детям правила ведения дискуссии, главные из которых:

  • не перебивай;
  • хочешь сказать — подними руку;
  • говори только по делу.

Учитель, он же модератор (вставлю здесь новомодное словечко) устанавливает очередность выступлений, ведет дискуссию, отмечает удачные высказывания. Основные положения каждого выступления, особенно аргументы «за» и «против» я обязательно помечаю на доске. Для этого у меня заготовлен чистый слайд (пользуюсь не PowerPoint, а ActiveInspire).

Дискуссию заканчиваем формулировкой вывода. Свои варианты формулировки может предложить каждая группа. Вывод обязательно записываем. Например, такой (формулировка детей): биологию нужно изучать, чтобы выращивать продукты питания, развивать медицину и охранять природу.

Во флипчарте этот слайд стоит практически в начале. Записываем дату и тему. Синий текст пока скрыт под желтой кнопкой. Открываем его только тогда, когда ученики сами сформулируют вывод.
Во флипчарте этот слайд стоит практически в начале. Записываем дату и тему. Синий текст пока скрыт под желтой кнопкой. Открываем его только тогда, когда ученики сами сформулируют вывод.

В качестве домашнего задания предлагаю детям написать небольшое сочинение по вопросу на стр. 9 учебника (рубрика «Подумайте»). Звучит вопрос так: почему биологию считают наукой будущего? Объем — половина тетрадной страницы. Задание для желающих.

Большая зеленая галочка помечает задание для желающих
Большая зеленая галочка помечает задание для желающих

В следующий раз я расскажу, как провожу этот урок в дистанционном формате.

Ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции. Если уважаемые читатели предложат более яркие и продуктивные идеи, с удовольствием приму! Давайте вместе сделаем биологию самым интересным предметом в школе!

Подписывайтесь на канал. Ставьте лайк. Автор ждет комментариев, советов, продуктивных дискуссий.