Почему неведомое — да потому что удовлетворяющих меня наработок я не нашла. Приходится браться за клавиатуру, подключать фантазию — и вперед.
Я работаю в школе 25 лет. Собираюсь уходить, поэтому выкладываю на канале все, что наработала за эти годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье.
Чтобы было понятно, что к чему, здесь я рассказываю, как составлено мое календарно-тематическое планирование, подразумевающее «сплав» основного и практического курсов.
Делать два параллельных курса: биологии и практической биологии — мне показалось излишним. Поэтому почти каждый урок практического курса является логическим продолжением предшествующего урока основного курса.
Этим я достигаю следующих целей:
- увеличиваю время на изучение предмета (час в неделю — абсурд);
- избегаю непонимания со стороны пятиклассников, у которых и так от количества предметов голова кругом идет;
- не ломаю голову, чем наполнить курс, поскольку ни курчатовской лаборатории, ни чего-то подобного в нашей школе нет;
- берегу нервы и здоровье вообще.
Этот урок у меня посвящен важности изучения биологии в современном мире. Вам ведь тоже часто задают вопрос: «А зачем нам это надо?» Понятно, что не пятиклассники задают, а ученики постарше. И все же, если заранее хорошенько продумать и проговорить вместе этот вопрос, то, во-первых, может, что-то в головах и осядет, а во-вторых, всегда можно будет сослаться на дискуссию этого урока.
Цель этого урока я сформулировала следующим образом: ученик формирует навыки ведения аргументированной дискуссии. Нужно подготовить раздаточный материал — карточки для групп. Можно несколько кадров презентации.
По поводу презентации. На этом уроке без нее можно обойтись, но с ней, конечно, удобнее. Я поступаю таким образом. Когда у меня был проектор, я, конечно, берегла лампу и старалась не включать его без необходимости. Сейчас у меня интерактивная панель, которая все равно включена целый день. А в большинстве кабинетов уже нет обычных досок, поэтому панели не выключают, чтобы иметь возможность в любой момент что-то написать. По этой причине презентация у меня все-таки есть, даже если она состоит всего их трех слайдов.
Если вы пользуетесь программой ActiveInspire, приглашаю скачать флипчарт к уроку целиком.
Как и в большинстве случаев, урок начинаю с легкого опроса, чтобы вспомнить материал предыдущего занятия. Это занимает минуту.
- Что изучает биология?
- От каких корней произошло название науки биологии?
- Приведите примеры слов с такими же корнями.
- На какие дисциплины делится биология?
На дом задавалось задание для желающих — составить высказывание длиной в одно предложение о важности любой из этих дисциплин. Теперь желающие зачитывают свои высказывания и получают плюсы.
Следующее задание позволяет закрепить навык работы в группах, который мы осваивали на предыдущем уроке и одновременно подготовить почву для нового материала.
Каждая группа (здесь вы можете почитать об особенностях практикуемой мною рассадки учеников) получает задание. Нужно выбрать одну из дисциплин (представлены на рис. 1 учебника Пасечника «Линия жизни») и подготовить ответ в формате:
- что мы знаем об этой науке (что она изучает, какие есть открытия, достижения, проблемы);
- что мы не знаем, но хотели бы узнать.
И вопрос, и формат ответа можно распечатать на карточках или подать на слайде презентации.
Важно заранее оговорить время на работу. Например, 2 минуты на обсуждение и минута на выступление. Хорошо иметь несколько песочных часов с разной продолжительностью падения песка. У меня есть вот такие (см. фото ниже) — дети их обожают, даже одиннадцатиклассники периодически подходят к кафедре перевернуть их.
Теперь переходим непосредственно к основной части урока. Для пятиклассников я ввела в «ткань предмета» мальчика Степу, который то и дело задает вопросы Профессору. Так вот, сегодня Степа спрашивает у Профессора: «Зачем изучать биологию в век компьютеров?» Для наглядности и визуальной вовлеченности этот вопрос можно оформить слайдом презентации.
Вопрос учителя: «Что ответил Профессор?» создает проблемную ситуацию, над которой работаем в группах при помощи приема«Шесть шляп мышления».
Систему организации мышления под мультяшным названием «Шесть шляп мышления» разработал английский психолог Эдвард де Боно.
Я впервые узнала о ней, когда в Москве вводили курс «Экология и устойчивое развитие». Авторы курса рекомендовали и даже описывали в школьном учебнике некоторые игровые приемы, позволяющие разнообразить и обогатить уроки.
В первозданном виде прием работает со взрослыми людьми или старшеклассниками. Для пятого класса, конечно, пришлось видоизменить и упростить. Вот что получилось.
Красная шляпа— эта группа высказывает свои эмоции, связанные с проблемой, не анализируя их. Можно предложить ученикам ответить на вопросы:
- что я сейчас чувствую?
- что мне говорит мой «внутренний голос»?
Белая шляпа— эта группа занимается формулировкой проблемы.
- в чем вы видите противоречие между точками зрения Степы и Профессора?
- на чем основано это противоречие, в чем его причина?
Синяя шляпа— эта группа размышляет над «балансом сил».
- на чей стороне перевес?
- почему вы так считаете?
Черная шляпа— в первоисточнике это группа критического анализа. В нашем случае группа будет приводить аргументы в пользу Степы.
Соответственно, Желтая шляпа (позитивное мышление) ищет аргументы в пользу Профессора.
Зеленая шляпа должна обеспечить творческий подход к проблеме. У нас эта группа отвечает на вопросы:
- можно ли примирить Степу и Профессора?
- если можно, то как именно?
Естественно, пятиклассники не смогут ничего внятно выразить, если не дать им «рабочую лексику» - понятия, на которые они могут опираться, от которых отталкиваться для своих размышлений. Поэтому я сделала специальную карточку с перечнем проблем современного человечества. Ее можно раздать каждой группе, а также вывести на экран.
Вот этот перечень проблем:
1. Защита и улучшение здоровья человека.
2. Повышение урожайности сельскохозяйственных растений.
3. Защита почвы, мирового океана и атмосферы от загрязнений.
4. Борьба с увеличением площади пустынь.
5. Сохранение редких видов животных и растений.
6. Утилизация (сжигание, захоронение или повторное использование) отходов.
7. Повышение продуктивности сельскохозяйственных животных.
8. Создание удобных бионических протезов, искусственного глаза, почек и т. д.
Итак, правила игры объяснены, карточки розданы, время зафиксировано. Навскидку хватает пяти минут на обсуждение. В слабом классе чуть больше. Учитель подходит последовательно к каждой группе, выясняет, понятно ли задание, в случае необходимости дает пояснения. Это мое любимое — почти индивидуальный подход.
Когда время на обсуждение истечет, от каждой группы выступает спикер. Перед первым выступлением необходимо коротко обрисовать детям правила ведения дискуссии, главные из которых:
- не перебивай;
- хочешь сказать — подними руку;
- говори только по делу.
Учитель, он же модератор (вставлю здесь новомодное словечко) устанавливает очередность выступлений, ведет дискуссию, отмечает удачные высказывания. Основные положения каждого выступления, особенно аргументы «за» и «против» я обязательно помечаю на доске. Для этого у меня заготовлен чистый слайд (пользуюсь не PowerPoint, а ActiveInspire).
Дискуссию заканчиваем формулировкой вывода. Свои варианты формулировки может предложить каждая группа. Вывод обязательно записываем. Например, такой (формулировка детей): биологию нужно изучать, чтобы выращивать продукты питания, развивать медицину и охранять природу.
В качестве домашнего задания предлагаю детям написать небольшое сочинение по вопросу на стр. 9 учебника (рубрика «Подумайте»). Звучит вопрос так: почему биологию считают наукой будущего? Объем — половина тетрадной страницы. Задание для желающих.
В следующий раз я расскажу, как провожу этот урок в дистанционном формате.
Ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции. Если уважаемые читатели предложат более яркие и продуктивные идеи, с удовольствием приму! Давайте вместе сделаем биологию самым интересным предметом в школе!
Подписывайтесь на канал. Ставьте лайк. Автор ждет комментариев, советов, продуктивных дискуссий.