Найти тему
Бизнес без бумаги

Цифровая цепочка поставок: как изменятся IT-стратегии после окончания пандемии

Пандемия коронавируса в 2020 году серьёзно изменила процессы в цепях поставок. Бизнес столкнулся с новой реальностью: с одной стороны произошёл резкий рост онлайн-торговли, доставки, изменились потребительские паттерны, а с другой — нарушились устойчивые логистические связи между контрагентами. Многие компании болезненно ощутили последствия кассового разрыва и увидели сложность ручной обработки данных из-за низкого уровня цифровизации.

Что изменилось в цепях поставок, и какие процессы можно оцифровать, чтобы сделать цепочки более прозрачными и устойчивыми, — рассказываем в статье.

Что изменилось в цепи поставок

Пандемия показала несколько ключевых проблем, с которыми столкнулись компании: прогнозирование спроса, отсутствие диверсификации поставщиков, увеличение нагрузки на логистику, устаревшие форматы взаимодействия с контрагентами и ручная обработка данных. Разберем по порядку.

Прогнозирование спроса. Производители, дистрибьюторы и ритейлеры оказались не готовы к резкому увеличению спроса на одни категории товаров, и падению спроса на другие — цепи поставок и планы продаж формировались без учёта пандемии. Это одновременно привело к перебоям с поставками, невостребованным запасам, необходимости перестраивать логистические процессы. Прогнозировать спрос в таких условиях оказалось сложным.

Отсутствие диверсификации поставщиков. Цепи поставок не успевали адаптироваться к изменениям. Компании, чья стратегия поставок зависела от прямых поставщиков, были вынуждены перераспределять ресурсы. Таким примером стал Apple, оказавшись зависимым от поставок китайских производителей.

Логистика и доставка. Рост спроса на отдельные товарные группы увеличил нагрузку на логистику. Компании столкнулись с необходимостью перераспределять ресурсы и искать дополнительных грузоперевозчиков. Спрос на онлайн-доставку показал проблемы с оптимизацией маршрутов и долгой доставкой. Например, ритейлеры отметили, как из-за отсутствующих позиций увеличился срок сбора заказов в 1,5-2 раза, время доставки тоже выросло.

Устаревшие форматы взаимодействия и ручная обработка данных. Докризисные методы работы с контрагентами показали свою неэффективность в условиях изоляции. Информационные системы могли бы обеспечить прозрачные процессы и между сотрудниками, и между контрагентами, но низкий уровень автоматизации закупок не позволяет компаниям анализировать потребительский спрос, наличие товаров и прогнозировать дальнейшие действия.

Как изменения повлияют на логистику?

Эксперты DHL проанализировали проблемы, с которыми столкнулись различные отрасли, и видят такую картину ближайшего будущего:

  • Специалисты по логистике будут руководствоваться устойчивостью поставок, а не стоимостью. Критически важным будет сохранение цепей в целостности.
  • Изменения потребительского поведения потребуют адаптации транспортных потоков и складских сетей к новым реалиям. Цифровизация затронет те процессы в грузоперевозках, до которых ранее не доходила.
  • Потребность в эффективном управлении жизненным циклом контрактов с поставщиками создаст потребность цифровизации и автоматизации данного направления.
  • Информационные системы должны будут поддерживать опцию удалённой работы сотрудников с документами и данными.

Лидеры рейтинга цепей поставок, по данным Gartner, в числе первых внедряют цифровые технологии, а некоторые из них продолжают развивать цепи поставок даже в сложных экономических условиях потому, что видят в этом возможности планирования и гибкого реагирования в реальном времени для преодоления колебаний спроса.

Цифровые решения для устойчивых поставок

Пандемия показала неэффективность линейных цепочек. После того, как компании проанализируют последствия COVID-19 для себя и найдут узкие места в своих цепочках поставок, появится потребность в новой модели работы, основанной на цифровых экосистемах. Вместо жёсткой линейной системы, компании могут внедрять сервисы, автоматизируя один за одним этапы, делая их прозрачными.

Цифровая экосистема — набор решений для автоматизации бизнес-процессов в цепочке поставок от закупки до оплаты. Все решения интегрируются между собой и с внешними системами, обеспечивая устойчивость системы управления цепочкой поставок.

Такой подход автоматизирует и переводит в электронный вид все внутренние и внешние процессы:

  • B2B-закупки, работу с контрагентами и продажи
  • Обмен данными и документами (EDI и ЭДО)
  • Финансирование поставок и их оплату
  • Логистику и доставку.

Рассмотрим каждый этап цифровизации и задачи.

B2B-закупки и продажи

Из-за карантина многие производства перестали получать поставки и прекратили производство. Чтобы обеспечить стабильность поставок в будущем, важно диверсифицировать логистические каналы и работу с поставщиками. Компании не должны ограничиваться работой только с прямыми поставщиками, выбирая возможности поставщиков второго и третьего уровня.

Чтобы наладить процесс взаимодействия с поставщиками, компании могут внедрять площадки и маркетплейсы для оперативного обмена заказами с контрагентами и автоматизировать закупочные процессы, делая их прозрачными для себя и деловых партнёров. Ключевые функции таких площадок:

  • Отбор поставщиков, их проверка, мониторинг ассортимента, сравнение и поиск выгодных условий
  • Создание заказов и контроль их выполнения в онлайн-режиме
  • Управление контрактами на всём протяжении их жизненного цикла
  • Прогноз поставок на основе учёта изменений стоимости, качества, сроков
  • Сокращение затрат за счёт оптимизации закупок.

Роботизация обработки документов

Пока лидеры отраслей внедряют RPA, всё ещё 54% компаний в мире не перешли с бумажного документооборота на электронный, что приводит к долгой обработке заказов, отсутствию прозрачности в цепочке поставок и неоптимальному принятию решений.

Роботизация обработки документов снимает с человека рутину и позволяет налаживать прозрачную связь с контрагентами. Это могут быть сверки, создание счетов и сбор статистики по товарным остаткам и продажам. В результате автоматизация:

  • Сокращает расходы на персонал и уменьшает трудозатраты
  • Обеспечивает отгрузки без участия человека
  • Уменьшает ошибки в логистике и оптимизирует процесс поставок
  • Позволяет эффективно управлять складом и прогнозировать отгрузки.

Кассовые разрывы и отсутствие оборотных средств

Пандемия вынудила бизнес сосредоточиться на обеспечении стабильных денежных потоков и минимизировать риски. Финтех уже разрушил традиционные бизнес-модели, но до сих пор мало внимания уделялось цифровизации функций бэк-офиса и работе с кредиторской задолженностью.

Электронный факторинг — один из инструментов автоматизации работы с кредиторской задолженностью. Дебиторам он помогает усилить контроль над поставщиками и снизить для них кассовый разрыв. Поставщикам — сократить срок отсрочки платежа. В результате дебиторы проводят сделки в реальном времени, управляют отсрочкой платежа, быстро финансируют поставщиков и налаживают с ними доверительные отношения.