Пандемия коронавируса в 2020 году серьёзно изменила процессы в цепях поставок. Бизнес столкнулся с новой реальностью: с одной стороны произошёл резкий рост онлайн-торговли, доставки, изменились потребительские паттерны, а с другой — нарушились устойчивые логистические связи между контрагентами. Многие компании болезненно ощутили последствия кассового разрыва и увидели сложность ручной обработки данных из-за низкого уровня цифровизации.
Что изменилось в цепях поставок, и какие процессы можно оцифровать, чтобы сделать цепочки более прозрачными и устойчивыми, — рассказываем в статье.
Что изменилось в цепи поставок
Пандемия показала несколько ключевых проблем, с которыми столкнулись компании: прогнозирование спроса, отсутствие диверсификации поставщиков, увеличение нагрузки на логистику, устаревшие форматы взаимодействия с контрагентами и ручная обработка данных. Разберем по порядку.
Прогнозирование спроса. Производители, дистрибьюторы и ритейлеры оказались не готовы к резкому увеличению спроса на одни категории товаров, и падению спроса на другие — цепи поставок и планы продаж формировались без учёта пандемии. Это одновременно привело к перебоям с поставками, невостребованным запасам, необходимости перестраивать логистические процессы. Прогнозировать спрос в таких условиях оказалось сложным.
Отсутствие диверсификации поставщиков. Цепи поставок не успевали адаптироваться к изменениям. Компании, чья стратегия поставок зависела от прямых поставщиков, были вынуждены перераспределять ресурсы. Таким примером стал Apple, оказавшись зависимым от поставок китайских производителей.
Логистика и доставка. Рост спроса на отдельные товарные группы увеличил нагрузку на логистику. Компании столкнулись с необходимостью перераспределять ресурсы и искать дополнительных грузоперевозчиков. Спрос на онлайн-доставку показал проблемы с оптимизацией маршрутов и долгой доставкой. Например, ритейлеры отметили, как из-за отсутствующих позиций увеличился срок сбора заказов в 1,5-2 раза, время доставки тоже выросло.
Устаревшие форматы взаимодействия и ручная обработка данных. Докризисные методы работы с контрагентами показали свою неэффективность в условиях изоляции. Информационные системы могли бы обеспечить прозрачные процессы и между сотрудниками, и между контрагентами, но низкий уровень автоматизации закупок не позволяет компаниям анализировать потребительский спрос, наличие товаров и прогнозировать дальнейшие действия.
Как изменения повлияют на логистику?
Эксперты DHL проанализировали проблемы, с которыми столкнулись различные отрасли, и видят такую картину ближайшего будущего:
- Специалисты по логистике будут руководствоваться устойчивостью поставок, а не стоимостью. Критически важным будет сохранение цепей в целостности.
- Изменения потребительского поведения потребуют адаптации транспортных потоков и складских сетей к новым реалиям. Цифровизация затронет те процессы в грузоперевозках, до которых ранее не доходила.
- Потребность в эффективном управлении жизненным циклом контрактов с поставщиками создаст потребность цифровизации и автоматизации данного направления.
- Информационные системы должны будут поддерживать опцию удалённой работы сотрудников с документами и данными.
Лидеры рейтинга цепей поставок, по данным Gartner, в числе первых внедряют цифровые технологии, а некоторые из них продолжают развивать цепи поставок даже в сложных экономических условиях потому, что видят в этом возможности планирования и гибкого реагирования в реальном времени для преодоления колебаний спроса.
Цифровые решения для устойчивых поставок
Пандемия показала неэффективность линейных цепочек. После того, как компании проанализируют последствия COVID-19 для себя и найдут узкие места в своих цепочках поставок, появится потребность в новой модели работы, основанной на цифровых экосистемах. Вместо жёсткой линейной системы, компании могут внедрять сервисы, автоматизируя один за одним этапы, делая их прозрачными.
Цифровая экосистема — набор решений для автоматизации бизнес-процессов в цепочке поставок от закупки до оплаты. Все решения интегрируются между собой и с внешними системами, обеспечивая устойчивость системы управления цепочкой поставок.
Такой подход автоматизирует и переводит в электронный вид все внутренние и внешние процессы:
- B2B-закупки, работу с контрагентами и продажи
- Обмен данными и документами (EDI и ЭДО)
- Финансирование поставок и их оплату
- Логистику и доставку.
Рассмотрим каждый этап цифровизации и задачи.
B2B-закупки и продажи
Из-за карантина многие производства перестали получать поставки и прекратили производство. Чтобы обеспечить стабильность поставок в будущем, важно диверсифицировать логистические каналы и работу с поставщиками. Компании не должны ограничиваться работой только с прямыми поставщиками, выбирая возможности поставщиков второго и третьего уровня.
Чтобы наладить процесс взаимодействия с поставщиками, компании могут внедрять площадки и маркетплейсы для оперативного обмена заказами с контрагентами и автоматизировать закупочные процессы, делая их прозрачными для себя и деловых партнёров. Ключевые функции таких площадок:
- Отбор поставщиков, их проверка, мониторинг ассортимента, сравнение и поиск выгодных условий
- Создание заказов и контроль их выполнения в онлайн-режиме
- Управление контрактами на всём протяжении их жизненного цикла
- Прогноз поставок на основе учёта изменений стоимости, качества, сроков
- Сокращение затрат за счёт оптимизации закупок.
Роботизация обработки документов
Пока лидеры отраслей внедряют RPA, всё ещё 54% компаний в мире не перешли с бумажного документооборота на электронный, что приводит к долгой обработке заказов, отсутствию прозрачности в цепочке поставок и неоптимальному принятию решений.
Роботизация обработки документов снимает с человека рутину и позволяет налаживать прозрачную связь с контрагентами. Это могут быть сверки, создание счетов и сбор статистики по товарным остаткам и продажам. В результате автоматизация:
- Сокращает расходы на персонал и уменьшает трудозатраты
- Обеспечивает отгрузки без участия человека
- Уменьшает ошибки в логистике и оптимизирует процесс поставок
- Позволяет эффективно управлять складом и прогнозировать отгрузки.
Кассовые разрывы и отсутствие оборотных средств
Пандемия вынудила бизнес сосредоточиться на обеспечении стабильных денежных потоков и минимизировать риски. Финтех уже разрушил традиционные бизнес-модели, но до сих пор мало внимания уделялось цифровизации функций бэк-офиса и работе с кредиторской задолженностью.
Электронный факторинг — один из инструментов автоматизации работы с кредиторской задолженностью. Дебиторам он помогает усилить контроль над поставщиками и снизить для них кассовый разрыв. Поставщикам — сократить срок отсрочки платежа. В результате дебиторы проводят сделки в реальном времени, управляют отсрочкой платежа, быстро финансируют поставщиков и налаживают с ними доверительные отношения.