Когда я пишу о нашем маленьком автодоме, сделанном из обычной буханки, то у многих, что называется, разрывает шаблон от того, что эту машину можно использовать в таком качестве. Основной причиной, как лично я понимаю, называются малые размеры буханки. Далее обычно начинаются размышления об автотуризме, и отсутствующей для него инфраструктуре в России. Из этого делается вывод о том, что буханка как автодом использоваться не может и равно невозможны туристские поездки на ней.
Логика весьма странная, но я ее уже встречал, так как с похожим ходом чисто теоретических мыслей у людей, не имеющих туристского опыта, сталкивался и в вопросах водных путешествий.
Одни, например, убеждены в том, что на байдарке в принципе нельзя ходить в морские походы (а только по рекам), другие — в том, что яхты меньше 12-14 метров нельзя использовать в качестве экспедиционных морских судов (а только на рыбалку или покатушку выходного дня).
Корень всех этих стереотипов кроется в тяжелом советском наследии. В былые времена у людей просто не было всех нынешних возможностей: не было личных машин, крупнее дедушкиного «Москвича», который использовался только для поездок на дачу; не было личных лодок больше дедушкиной же «Казанки»; и самое главное, что не было возможности заниматься свободным самостоятельным туризмом, и идти куда захочется, не поставив об этом в известность какой-нибудь МКК (который мог и не выпустить тебя "на маршрут", если решит что ты якобы не готов к этому).
Весь спортивный и околоспортивный туризм происходил под строжайшим контролем турклубов, на оборудовании турклубов, и по коммунальным правилам турклубов.
Отсюда же, из-за крайне нищего советского снаряжения, и возникли стереотипы о том, что яхты и кемперы — суть предметы роскоши. А предметы роскоши, понятное дело, должны иметь огромные размеры и стоить невменяемых денег.
Но вообще тут я пишу не про воду, а про сушу, поэтому продолжать буду про кемперы: следуя вышеописанной логике, русский человек «который смог», в итоге покупает себе большой заводской кемпер (караван, на худой конец), и обнаруживает, что по России на этой машине ездить исключительно сложно, так как таскать его желательно только по идеальным дорогам. В общем, он делает вывод о том, что это практически невозможно, и данная мысль с удовольствием подхватывается другими людьми, которые, как говорится, «ваннаби», но позволить себе этого не могут.
То ли дело Америка! Да и другие капиталистические страны, не отравленные совковым наследием. Совсем недавно я открыл для себя целое международное движение, которое называется «Van Life». Я не знаю, созвучно ли это в их языке с «единственной жизнью», но по-русски звучит это именно так.
Это сообщество увлекается исключительно небольшими кемперами: из названия понятно, что речь идет про микроавтобусы, но некоторые товарищи умудряются обустраивать себе для житья даже легковые автомобили. Основа идеологии заключается в том, что все должно быть максимально дешево, самопально и просто, и соответственно, в качестве базы для автодома часто выбираются всевозможные американские микроавтобусы 80х-90х, схожие по размерам с нашими газелями, а в европе — это вообще все от древних фольксвагенов то разных фиатовских каблучков.
Рядовому русскому человеку это дело, понятно, вынесло бы мозг, как говорят в соцсетях. Но те ребята совершенно не парятся, продолжают мастерить свои вэны из деревяшек и фанерок, ставить в них дровяные печки, и, о ужас — кататься где ни попадя без всякой инфраструктуры! Да-да. Они, действительно, совершенно не обращают внимания на всю эту пресловутую «инфраструктуру автотуризма», потому что их кемперы, сделанные на коленке, не являясь огромными (и очень дорогими) неповоротливыми автобусами, в ней просто не нуждаются. Лично я же, ознакомившись с деятельностью этих людей, вдруг обнаружил, что исповедую точно те же самые понятия. Зачем специальная стоянка, когда машину можно поставить просто на обочине? Зачем розетка с электричеством, когда есть генератор? Зачем консервировать машину на зиму, когда можно просто поставить отопитель, утеплить стены, и кататься круглый год? Зачем, наконец, специальные туристические маршруты, когда всегда можно придумать свой собственный?
Так что вот так, товарищи. Кемперизм — это не распальцованная роскошь, а всего-лишь простое и недорогое хобби. И чтобы заняться автотуризмом на автодоме — не нужно ровным счетом ничего, кроме примерно подходящей для этой задачи машины и собственного желания. Я об этом писал в одной из прошлых статей. И подытожить все вышенаписанное можно тем, что заниматься всякими прикольными делами многим людям мешают общественные стереотипы. Однако, общество, как всегда, ошибается. Не стоит обращать на него слишком большого внимания.