О религиях Волжских Болгар - Чуваш.
В качестве вступления: На долгом историческом пути (многие тысячелетия) наши предки могли поменять с десяток «национальностей» /в современном понимании/ и несколько религий; в наше же время любой Человек волен само идентифицировать себя с любой верой (быть атеистом) и с любой национальностью (быть космополитом).
Волжской Болгарии мирно существовали несколько религий. Булгары, что пришли на Волго-Камье в 668-670 годы, придерживались старой народной веры. Истоки этой веры исходили из Зороастризма. Исследователи пишут о наличии у части булгар и тенгрианских верований. И можно сказать, что это их вполне устраивало. Ислам не был первой религией, которую хотели сделать - государственной. В историографии сложились две точки зрения на характер распространения ислама среди населения Булгарии. Одни исследователи, к ним относятся в основном советские историки (М. Г. Худяков, Н. Н. Фирсов, А. П. Смирнов, Б. Д. Греков и Н. Ф. Калинин), считали, что мусульманством были охвачены в основном горожане и аристократия, а основная часть населения сохраняла язычество. Как писал академик Б. Д. Греков, «…ислам еще долго оставался здесь религией только господствующих классов, народная же масса продолжала пребывать в язычестве». Другую точку зрения традиционно разделяли татарские историки (Ш. Марджани, Р. Фахрутдинов, Х. Атласи и др.). Но до сих остается вопрос о характере самого ислама в Волжской Болгарии, хотя часть исследователей и склоняются к тому, что булгары-мусульмане исповедовали ислам суннитского мазхаба? И даже местные татарские ученные (Измайлов И.Л.) признают: «О внутренней жизни и степени распространения ислама среди основной массы населения Булгарии сведений в письменных источниках чрезвычайно мало», «о характере булгарской богословской школы можно только догадываться, поскольку достаточных источников в нашем распоряжении нет». Часть исследователей вообще считают что Традиционная Чувашская Этническая Религия (с огромным количеством «арабизмов», религиозных терминов, и Киремет) ближе к первичному – не каноническому исламу волжских булгар, чем сам современный ислам. Гипотеза о «двоеверии», по мысли некоторых историков и искусствоведов (А. Х. Халиков, Ф. Х. Валеев, Д. К. Валеева, Г. М. Давлетшин), отражает особенности ислама в Булгарии. Суть ее в том, что население Булгарии сохраняло языческие верования под легкой вуалью ислама. О невыполнении канонов ислама даже самими мусульманами пишет андалусский купец и дипломат, живший в Саксине и Болгаре: «Усиливается там мороз до того, что когда умрет кто-то, то они не могут его похоронить шесть месяцев, потому что земля становится, как железо, и невозможно в ней копать могилу. И умер у меня там сын, и было это в конце зимы, и я не мог его похоронить, и он оставался у меня в доме три месяца пока не смог похоронить его, и оставался мертвец, как камень, затвердевшим от силы холода». Даже если ал-Гарнати несколько преувеличивает, то и тогда становятся ясны сложности, возникающие перед булгарами-мусульманами в исполнении мусульманских ритуалов. Еще более сложная коллизия была связана с тем, что на этой параллели летом были короткие ночи, а зимой – дневной свет. Вследствие этого было затруднительно совершать положенные шариатом пять дневных намазов. Между прочим Бируни указывает, что даже эти булгары-мусульмане произносят хутбу на своем языке, который схож с тюркским и хазарским (хазарский-болгарский-чувашский). "Чува́шский язы́к... В генеалогической классификации языков мира относится к булгарской группе тюркской языковой семьи (по мнению ряда исследователей, западнохуннской ветви) и является единственным живым языком этой группы...Древнебулгарский язык — язык древних болгар (булгар) 7—15 вв. Относится к одноименной булгарской группе тюркских языков. Судя по отдельным сохранившимся словам на надгробных камнях 2-го стиля, появившихся после монгольского нашествия, наиболее близок к современному чувашскому языку, с которым его объединяет ряд фонетических и морфологических особенностей: соответствие «р» и «л» общетюркским «з» и «ш», наличие двух форм порядковых числительных, использование причастных форм на -мыш/-миш (вместо формы на -ан, -эн/-ган, -гэн) и форм на -сун/-сн (вместо форм на /-ик/-у/-к. Булгарские заимствования обнаруживаются в лексике венгерского, болгарского, русского и других языков.На булгарских эпитафиях часто встречается термин һир — «дочь», например, Йәлбә hири Асия — «Асия, дочь Иэлбы». В современных тюркских языках, за исключением чувашского языка, данный термин не применяется. А в другой группе эпитафий встречается обещетюркское обозначение дочери как «кыз». Наличие в надмогильных надписях Волжской Булгарии сложных этнонимов родо-племенного характера, как мюн-бюляр балимар и мюн-сувар, еще раз доказывает, что булгарская народность сформировалась из различных тюркских племен и, как в свое время выразился историк Г. Губайдуллин, булгары «как всякое тюркское племя, имели в своей среде обломки других тюркских племен в качестве отдельных родов и колен»." ("Эпиграфические памятники города Булгара" Мухаметшин Д. Г., Хакимзянов Ф. С.). "Многолетние исследования В.Ф. Каховским памятников волжских болгар позволили пролить свет на те проблемные вопросы, которые остро стояли в середине XX в. Вопреки мнению ряда ученых (Р.Г. Фахрутдинова, А.Х. Халикова и др.) материалы археологических исследований В.Ф. Каховского свидетельствовали в пользу плотного заселения болгарами и нынешней территории Чувашии (хотя большинство «болгаро-чуваш» в те времена жили юго-восточнее) ещё в домонгольское время, а не в золотоордынский период. Ученый выяснил и доказал, что западная граница Волжской Болгарии проходила по р. Суре и что вся территория Чувашии входила в состав болгарского государства. Более того, В.Ф. Каховский показал определяющую роль болгар в формировании чувашского народа. Довольно обстоятельно был изучен погребальный обряд волжских болгар (погребальные сооружения, положение покойников, инвентарь, остатки тризны и т.д.), получен материал, свидетельствующий о высоком уровне развития культуры болгар, достаточно развитых феодальных отношениях в их обществе, процветании различных ремесел, характерных для средневековья." Выявляя в погребальной обрядности древние языческие элементы, восходящие к раннебулгарским временам, археологически представленным Большетарханским и Танкеевским могильниками, археолог В.Ф. Каховский считал: «религия выполняла в Волжской Болгарии роль этноразделительного барьера и явилась в итоге одним из факторов, которые сыграли свою роль в формировании на болгарской этнической основе двух народов – чувашского, сохранившего древнюю языческую религию, и татарского, исповедовавшего ислам». Слабо исследованными еще остаются религиозные верования «именьковцев», которые несомненно участвовали в этногенезе народов Волжской Болгарии. Памятниками, давшими археологические материалы, явно свидетельствующие о взаимодействии именьковского населения с болгарами, являются также городище Пролетарское, расположенное в Самарском Поволжье (Сташенков), и поселение у с. Белымеры в Татарстане (Ефимова). Первый памятник является именьковским поселением, в верхних слоях которого, датируемых VIII в., наряду с именьковской керамикой содержится глиняная посуда салтово-маяцкой и кушнаренковской культур. Поселение у с. Белымеры первоначально принадлежало именьковскому населению, в X-XI вв. - болгарам. Никаких данных о прекращении жизни на поселении не прослеживается. Население возникшего болгарского города, отмечает A. M. Ефимова, было смешанным, о чем говорит не только сосуществование болгарской и именьковской керамики, но и ритуальные сооружения языческого культа аборигенных жителей. Наряду с тюрками-болгарами в нем, несомненно, проживали потомки местного населения.Думается, что количество таких памятников, прямо указывающих на взаимодействие оседлого именьковского населения с пришлым тюркоязычным, со временем возрастет. Мусульманская религия не допускала употребления в пищу свинины, поэтому доля этого животного в составе стада в Волжской Болгарии резко уменьшилась. Большая часть чуваш до христианизации, тоже не употребляла свинину. Кости свиньи зафиксированы при раскопках целого ряда болгарских поселений, в том числе они встречены в Болгаре, Биляре, Хулаше, на Березовском, Муранском, Мало-Сундырском и других поселениях (Петренко). В золотоордынских слоях Болгара кости свиньи полностью отсутствуют (Асылгараева). Места кремаций (возможное КИРЕМЕТ) никак нельзя отнести к мусульманам (вероятно это были именьковцы, или их предки): «Здесь, в 20 км. к югу от Болгара, в небольшой группе из 25 насыпей на берегу Волги, на высокой береговой террасе, были открыты погребения, имевшие прямые аналогии с курганными древностями Средней Швеции эпохи викингов (Бирка) и раннегородскими памятниками Древней Руси (Тимерево, Гнездово, Шестовицы и др.). 15 раскопаных курганов имели куполообразную форму, высоту насыпи до 0,9 м, ширину до 8,5 м. Зафиксированы остатки кремации на месте на уровне горизонта. В двух случаях кремация совершена на невысокой подсыпке.» Из исследований известного языковеда Н.И. Егорова: «считать традицию татарского мусульманства непрерывной с Х в. некорректно, ибо раннебулгарская традиция ислама в Среднем Поволжье прервалась уже во второй четверти XIII в. в ходе неоднократного завоевания и полного разорения Волжской Булгарии монголами… Ислам как культурное явление пришел в Волго-Камье, по большому счету, только в золотоордынскую эпоху». Более того, поддерживая мысль своего предшественника Б.В. Каховского, Н.И. Егоров предпочитает говорить «о подлинном установлении позиций самого ислама и мусульманского духовенства в Среднем Поволжье только в связи с образованием Казанского ханства в середине XV в.». Существуют и археологические доказательства того, что, по крайней мере, до XIV в., с мусульманами и христианами разных течений вполне уживались «практикующие» язычники. Так, в 1950-е гг. в урочище Ага-Базар близ Булгара (Болгара) было выявлено и исследовано сооружение, являвшееся «жертвенным местом» и датированное археологами XIII - XIV вв. ...В исследованном К.А. Смирновым сооружении «Объекты располагаются по кругу со столбовой ямкой («идолом») в центре». «Возникает естественный вопрос: - писал по этому поводу археолог К.А.Смирнов, - каким образом в центре мусульманства, близ города, откуда вышли проповедники ислама, могло существовать древнеродовое святилище? Не является ли предложенная дата - XIV в. - слишком поздней? «Ряд документов свидетельствует о существовании этих двух религиозных систем. Автор самого начала XV в. Клавихо сообщает, что "Едигей обратил и обращает постоянно татар в магометанскую секту". Это замечание говорит о наличии древней религии. Сохранились и более поздние сообщения о существовании религиозных пережитков на средней Волге. Так, в "Казанской истории" (источник середины XV в.) упоминаются волхвы - служители языческого культа."» Игорь Евгеньевич Алексеев, кандидат исторических наук (г. Казань). Многие исследователи считая ислам лишь религией небольшой группы знатных лиц (правящей верхушки, духовенства и части городских жителей), обращаются к языческим святилищам, функционировавшим в разных регионах страны, не только в периферийных, но и в центральных, вплоть до XIV в. включительно. Обобщающее исследование о доисламских культовых сооружениях булгар принадлежит перу археолога К.А. Руденко /интерпретация Балымерского городища «Шелом»/. Среди памятников такого рода широкую известность получило «языческое святилище» на месте Тигашевского городища в юго-восточной Чувашии, исследованное во второй половине 1950-х гг. Г.А. Федоровым-Давыдовым. Даже Е.А. Халикова на материалах археологии определяя черты погребального обряда, характерные якобы для мусульманских могильников первой половины Х в., отметила в них значительные пережитки прежнего язычества. Зооморфные замки, широко распространенные среди булгар домонгольского и золотоордынского времени, золотые и серебряные височные кольца с уточкой в кольце, перстни с изображением птички на щитке, детские игрушки в виде животных, ручки сосудов в виде стилизованного лося и многое другое, все это проявления «язычества», считает искусствовед Д.К. Валеева. Что любопытно, татарские «булгаристы и исламисты» старающиеся удревнить появление ислама в Поволжье пишут про Хазарию (чьим данником выступала Волжская Болгария): «что иудаизм исповедовали лишь верховный правитель – каган и окружавшая его элита, тогда как ислам был достаточно широко распространен и среди рядового населения», отвергая большое распространение традиционных («языческих», христианских и иных) верований в последующем в самой Волжской Болгарии. «Официальной» датой принятия ислама считают 922г. (согласно книге Фадлана, которая больше подходит под определение «художественной литературы»), хотя в это время Алмуш, как, очевидно, и другие вожди тюрко-угорских племен Волго-Уральского региона, находился в вассальной зависимости от кагана хазар и платил ему дань мехами, а сын Алмыша находился заложником в Итиле. Вообще, власть хазар была довольно безжалостной: так, узнав о красоте дочери Алмыша, правитель хазар захотел взять ее в свой гарем и, когда эльтебер булгар отказал, послал войска, которые заставили того послать ему дочь силой. А уже после ее смерти потребовал отдать ему ее сестру. Ученый с мировым признанием, С.А. Плетнева (историк и археолог, доктор исторических наук, профессор), утверждала, что «менее всего в Хазарии пользовался популярностью ислам». И действительно в письменных источниках сохранилось довольно много сведений об иудаизме в Хазарии, например, письмо царя Иосифа сановнику из Кордовы Хасдаю ибн Шафруту, где он сообщает о принятии Буланом иудаизма в качестве государственной религии не только его рабами и приближенными, но и князьями и народом, в том числе и болгарами. Помимо описания Масуди хазарской столицы Итиль с еврейской, христианской и мусульманской общинами, каждая из которых располагала в городе своими культовыми сооружениями – синагогами, церквами, мечетями, есть и письменное сообщение о болгарах-иудеях. Так, арабский географ ал-Мукаддаси сообщает и о третьем городе в стране волжских булгар (наряду с Болгаром и Суваром), жители которого изначально были иудеями. Сохранились знаки в виде Звезды Давида («Печати царя Соломона»), украшающие интерьер Черной палаты в Болгарах и тимпаны надгробных камней на кладбищах Среднего Поволжья XIV в. и последующих столетий. По материалам погребений, все волны миграции на территорию Волжской Булгарии до 10 в. - это языческие кочевые(полукочевые) племена. В 10 веке в среде мигрирующих язычников появляются мусульмане. Возможно это мусульмане - успевшие принять ислам, но терпящие притеснения от иудеев – хазары. Кстати, сам Алмуш (в том числе «царь сакалибов») просит обучить его вере, построить всю сопутствующую вере инфраструктуру и т.д. Вопрос, как можно распространить на весь народ и племена (это не 21 век со средствами связи и коммуникации) Религию, не имея ни духовенства, ни мечетей (единичные) и т.п. Тем более, что большая часть различных племен во главе с Вырăг, выступили против принятия чуждой религии, не предав память своих предков. Ковалевский А.П.: «Эта неясность зависит не только от некоторой неопределенности арабского языка, но и от того, что Ибн-Фадлан сам не был свидетелем происходивших событий. Он узнал лишь об их результатах, то есть об отказе повиноваться царю булгар. Но раз мы раньше пришли к заключению, что на две партии разделились не сувазы, а все население вообще, то отсюда следует, что Вырыг в конце концов оказался во главе партии всех недовольных, в которой сувазы составляли только ядро, но влияние которой простиралось и на булгарские племена.» ВЫРĂК. Благодаря принципиальной, неуступчивой позиции предводителя Вырăк болгары-сувазы и примкнувшие к ним представители других родственных племен/родов Волжской Болгарии сумели отстоять свою этническую религию в X в., избежали жестокой участи исчезнуть с лица земли как народ, отказавшийся принять новую религию – ислам. Часть исследователей считает, что через несколько лет после попытки навязывания булгарским племенам ислама, Алмуш был убит в ходе разразившейся Гражданской («религиозной») войны. Пример Фадлана: «один из „царей и главарей" огузов по имени Йынал принял было ислам, но ему было сказано: „если ты принял ислам, то ты уже не главенствуешь над нами". Тогда он отказался от своего ислама». Так как конец Мешхедской рукописи утерян, то мы не имеем конкретных сведений о том, что произошло на съезде булгарской знати на реке Джаушыр и тем более о дальнейших событиях у народа суваз. „Здесь, — говоря словами Н. И. Ашмарина,—пока возможны только одни гадательные предположения, которые редко ведут к истине"… Исторические примеры распространения и насаждения новых религий (христианизация «славянских» народов Руси, Чуваш, распространения ислама среди башкир и т.д.), показывают на временной промежуток 300-400 лет (окончательное укоренение и победу новой религии). Жесточайший разгром Тамерланом (который, в том числе разыгрывал «религиозную карту») бывшей Булгарии, (когда там «вера крепка как никогда и нет никаких иноверцев и язычников») даже в некоторых татарских источниках, воспринимается как наказание за то, что они забыли Бога (по исламу грех убивать мусульманина, поэтому мусульмане отказывались воевать против мусульман). В этом отношении заслуживает внимания такой факт сообщаемый в сочинении Хисам-эд-дина Булгари ≪Таиарихи Булгария≫. Этот автор пишет, что Аксак Тимур за отказ от принятии официальных догм ислама казнил, 36 болгарских ученых. Об этом же свидетельствует и упоминаемый в исторических документах Факт обвинения правящими верхами Золотой Орды ученого по имени Ходжа Хасан ибн-Омар эль Булгари в ереси: ученый был приговорен к смерти, от которой он смог спастись лишь бегством в Самарканд, где и умер в изгнании. И только после похода Тамерлана, с уничтожением (в доступных местах) иноверцев (христиан и язычников), вера, политический вес и численное превосходство мусульман начали возрастать. На памятном камне Тимура (русский перевод): «Во имя Аллаха, милостивого, милосердного! Владыка сущего, Святилище истины, Неусыпный защитник, Всесильный и Всемогущий, Премудрый даритель жизни и смерти! Лета семьсот девяносто третьего, в средний месяц весны года овцы (6 апреля 1391г.) султан Турана Тимур-Бек поднялся с тремя сотнями тысяч войск за ислам на Булгарского Хана Токтомыш-хана. Достигнув этой местности, он возвел этот курган, чтобы был памятный знак. Даст бог, господь да свершит правосудие. Господь да окажет милость людям страны. Да помянут они нас с молитвой.» Известия венгерских миссионеров - Юлиан сам добрался до Волжской Булгарии и скрываясь от татар, наблюдая простонародную часть Булгарии, сообщал - все там язычники. Только начиная с правления хана Узбека (1312 – 1342 гг.), начинается массовое распространением мусульманства в Поволжье и на всей обширной территории Золотой Орды. Спрашивается, зачем насильно (кровью и мечем) насаждать ислам на землях волжских болгар, если они «мусульмане»??? Мнение известных археологов: "С начала XIV в. на территории бывшей Волжской Болгарии бурно расцветает градостроительство, интенсивно развивается экономика, растет культурный уровень, причем во многих сферах преобладают общеимперские золотоордынские элементы культуры." "В XIV-XV вв. в Волжской Болгарии начался новый процесс этнической консолидации. Монгольское нашествие, охватившее громадные территории, подняло массу разноэтничного и разноязычного населения Средней Азии, Ирана, Кавказа, Руси, степей Дешт-и-Кыпчак. Часть их вольно, а в большей массе подневольно оседала на территории Среднего Поволжья и Прикамья." «И тако царь постави себе древяный град крепок на ином месте, не далече от старой Казани. И начаша к нему збиратися мнози татарове от Золотыя орды, и от Астарахани, и от Азова, и от Крыма. И от того времяни начат изнемогати великая Золотая Орда, укрепляти же ся вместо тоя новая Казанская Орда, запустевший Саинов юрт.»/Лызлов/. Поэтому, весьма интересны замечания В. Н. Татищева в отношении религии, распространенной среди булгар. Пересказывая сообщение русской летописи об «испытании вер» князем Владимиром, он полагал, что ранней религией булгар был брахманизм. Ислам в Поволжье, по его мнению, окончательно был принят довольно поздно, в XV в.: «Вниз по реке Волге чуваши, древние болгары, наполняли весь уезд Казанский и Симбирский. Ныне же по принятии крещения весьма их мало остается, ибо многие, не желая креститься, перешли к башкирам и в другие уезды поселились». «Вниз по Каме жили биляры и чалматы... Ныне остатки их — чуваши, которых и вниз по Волге довольно; сии много язык свой татарским повредили». «Что их святыми и мудрыми именует, то со скромностию, законом их брахминским, и трудолюбием их согласно». «Закон у них был брахманов, как выше сказано, что еще в остатках их видимо, ибо о перехождении душ из одного в другое животное нечто чуваши верят; но и магометанский закон от сарацинов или персов к ним дошел, ибо оный, как видно, в 10-м веке после Христа при Владимире имели, и Карпеин довольно это удостоверивает». « Геродот, Страбон, Плиний, Птоломей и пр. именуют исседоны, как выше из оных показано; имя же исседон, если сарматское, значит великий господин, может, оттого, что у нас и поныне простой люд богатых купцов так именуют. Собственно же на сарматском иса - отец, исо - велико. Черемисы иседон толковали великие рыбы или многорыбные, а чуваши - великие плаватели.» "В Казанской истории, составленной в 1564—1566, ведётся рассказ о Казанском ханстве вплоть до завоевании Казани Иваном Грозным (1552). В данной исторической повести ни разу не встречается слово чуваш, либо производные от него, хотя автор перечисляет и описывает народы, составлявшие Казанское ханство — сарацины или, иначе, басурмане, болгары, горные черемисы, луговые черемисы, черемисы, живущие у рек Кокшага и Ветлуга." Интересный момент: нет татар и нет чуваш, но есть сарацины (басурмане) и есть болгары; известно, что сарацинами в средневековье в Поволжье называли мусульман и татар, а чуваш - болгарами. Приведем Летопись князя Андрея Курбского) (ГЛАВА II. ПОКОРЕНИЕ КАЗАНИ.), что бы было понимание, что многие (Курбский,Олеарий и др.) по незнанию называли чуваш и «черемисами» и даже иногда «татарами»: «Егдаж преплавишася Суру реку, тогда и Черемиса горняя, а по их, Чуваша зовомые, язык особливый, начаша встречати по пяти сот и по тысяще их, аки бы радующеся цареву пришествию: понеже в их земли поставлен оный предреченный град на Свияге. Путая (объединяя) черемис и чуваш (причисляя чуваш к нагорным черемисам), АДАМ ОЛЕАРИЙ, пишет (ОПИСАНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ В МОСКОВИЮ), «Живущие вокруг Казани все, насколько я мог узнать, язычники, так как их и не обрезают и не крестят. Когда ребенку у них исполняется полгода, они определяют особый день, когда ребенок должен бы получить имя. Кто в этот день раньше всего зайдет к ним или пройдет хотя бы мимо, того имя и получит дитя. Большинство из них верит, что имеется бессмертный Бог, который делает людям на земле добро и которого поэтому нужно призывать. Однако, что Он Собой представляет и как Он желает быть почитаем, этого они не знают.» Согласно Софийской и Львовской летописям, в 1470 г. русские войска под предводительством Ивана Руно также встали «на Ирыхове острове на Волзе». В Патриаршей летописи говорится о событиях 1552 г.: «на Волге у Ирохова острова». Исследователь истории чувашей В.Д. Димитриев справедливо принимал слово Ирых за название чувашского божества Йĕрĕх. Расположен Йĕрĕх утравĕ «остров Йĕрĕх» в 20 верстах выше Казани (где чуваши отправляли религиозные культы), для сравнения у чуваш был аналогичный религиозно-культовый остров Амаксар (затопленный ГЭС). Действительно, слово чисто чувашское, будь оно татарское, мы бы имели Ирык вместо Ирых. «Тогда же нечестивый царь, со всеми своими князи и мурзы, и со многим поганским народом, не токмо живущими во граде, но и из дальних мест пришедшими, изшед из града в поля, стояше в шатрах около града, во время праздника своего поганского /имеется ввиду «языческий» праздник/, наньже прихождаху народы татарские и черемисские и чувашские, и пребываху ту пиюще и веселящеся многи дни, и куплю между собой деюще. Воинство же российское в то самое время нападоша на поганых, идеже многих побиша и вся становища их плениша». [Лызлов]. Считается, что те или иные упоминания о христианстве в Волжской Булгарии, связаны с деятельностью русских и армянских купцов. То же самое будет наблюдаться и в Казанском ханстве, что говорит о преемственности этих древних тюркских государств. В Биляре существовали христианские кладбища. в Булгаре существовала достаточно многочисленная армянская колония, говорят раскопки, проведенные на месте бывшего армянского кладбища. «Национальность» человеческих костяков, особенно черепов, удалось определить в сравнении с современным физическим типом различных национальностей, которому больше всего соответствовал армянский тип. На территории бывшей Волжской Булгарии в районе Верхнего Прикамья археологами были обнаружены крестики и крестовидные привески периода XI-XII веков. Там же на Городищенском городище на реке Усолке был найден двусторонний крест-тельник с весьма разношенным ушком для подвешивания, что говорит о его долгом использовании. По мнению археологов А.М. Белавина и В.А. Оборина, которые проводили эти раскопки, эти находки не дают оснований говорить о раннем проникновении христианских традиций в Прикамье. То, что христианство было хорошо известно в Волжской Булгарии говорит нам имя Аврама Булгарского. Он погиб после ссоры с исламскими проповедниками. Он даже было объявлен святым мучеником. В 1230-ом году тело его перевезли во Владимир и там похоронили.
Мурад Рамзи: "Если бы чуваши не были частью булгар, то они упомянули бы их так, как упомянули других. В-третьих, есть много сходств во внешнем виде, чертах лица, в одежде между чувашами и булгарами Дуная, которые внешне стали христианами, но на самом деле остались в высшей степени язычества, идолопоклонства и дикости. Это сходство является следствием наличия у двух упомянутых народов их исконного элемента, [не подвергшегося] смешению с другими народами в противоположность другим группам булгар Казани, которые приняли Ислам. И когда они смешались с другими народами, то сходство между ними и чувашами исчезло. В-четвертых, некоторые булгары Казани остались в неверии (куфр. — ред.) и язычестве (джахилийа. — ред.), как становится понятно из некоторых предыдущих сведений. И нет сомнения в том, что под этими некоторыми подразумевается племя чувашей и никто иной. В-пятых, племя чермышей (сарматия) до сих , пор про тех, кто принял Ислам, говорит «стал сувасом» (т. е. чувашем). Это то, что упомянул досточтимый ученый аль-Марджани. И это указывает на то, что у них слово «чуваш» является синонимом слова «мусульмане». Это также указывает на то, что первым племенем, которое приняло Ислам, были племя чувашей, т. е. некоторая их часть. Это не противоречит тому, что я упомянул в четвертом мнении. И это указывает на единство происхождения булгар и чувашей. Первым племенем, принявшим Ислам, было племя булгар, по единодушному мнению. И в этом есть доказательство того, что народ «булгары» был известен чермышам под названием чувашей, которые были их частью."
Завершая заметку, можно согласиться (в той или иной степени) с венгерским ученым Дюла Месарош: «Исследования «языческой» веры чувашей показывают, что большая часть народа когда-то была мусульманами, но в результате позднейшей неблагоприятной политической ситуации связь между ними и мусульманским миром прекратилась и в душе народа неукоренившийся ислам слился с ещё не совсем забытым «язычеством».
Пăлхарсем пурнаççĕ, Пăлхарсем пĕтмен. Чăвашсем чыслаççĕ. Паттăр çын çĕтмен!Вырăх ят юлнах-тăр. Вăл тĕне сутман..Вырăс е, тутар -тăр, Пач хĕсĕрлемен?! Вырăс мăй пăрнах-тăр. Вырăс вăл вышкай. Тутар хĕç каснах-тăр. Ак вăл варлăх, кай! Тарăн вар упранă. Таркăн çынсене. Вăхăт манăçтарнă- Киреметсене.Сехметпе синкерĕм, Ĕмĕрте пĕрре. Эп Чăваш-ши терĕм, Çĕр синче пĕрре?! Тĕн, чĕлхе куç майлă. Упрасам ТУРРИ. Ман йăла ман майлă. Эпир пулпăр-и?!Чăвашлах пуплесчĕ. Чăвашлах, туссем! Чăвашлах пурнасчĕ. Чăвашлах чĕмсем! Чĕм чĕлхе, пĕрре ман. Туррăм та пĕрре. Вырăх та пĕрре ман, Çак çут тĕнчере! /Айдоган/.
P.S. По поводу навязываемого, с подачи «попов-миссионеров», термина – «язычество». Чувашская Традиционная Религия – Монотеистическая («монотеистический политеизм»), с Верой в Единого Верховного Бога – Çÿлти Аслă ТУРĂ. Самое интересное и любопытное то, что на родном языке "чуваши-христиане", христианского Бога продолжают называть Турă: "Эй, Турă, Турă Ывăлĕ Иисус Христос, Хăвăн чăн Таса Аннÿ кĕлтунипе, мĕнпур святой çынсем кĕлтунипе çырлах пире. Аминь.".., и "чуваши-мусульмане" продолжают называть исламского Аллаха - Турă /из Ислам хулканĕ اللهمّ بك أحول وبك أصول وبك أقاتل/ : «О Аллах, Эс ман Турă, çук урăх тури Эс пуçсăр; Эсĕ мана пурнăç парса туна, эпе санăн чура,парăнса тăрап. Санран çăлăнăçне шырап,эп тунă сехметрен…», т.е. по сути продолжая молиться на своем чувашском языке своему традиционному единственному Богу – Çÿлти Аслă ТУРĂ (единому богу всех древнейших народов – ТУР, ТОР, ТУРĂ, ТОРА,.., и другие производные этого слова).
Подписывайтесь на мой канал и ставьте лайки, если понравилось.