Найти тему
История войн и оружия

Создание "Громовержца"("Тандерболта") опытный XP-47B: скоростной, высотный и хорошо вооруженный истребитель

ХР-47В
ХР-47В

В 30-е годы одной из передовых авиационных фирм стало предприятие русского инженера и пилота Александра Северского. Она строила в основном самолеты-амфибии. К концу 30-х Северский отошел от руководства фирмой.

В июне 1939 г. название фирмы "Северский" поменяли на "Рипаблик Авиэйшн Корпорейшн", ее президентом стал Альфред Марчев. Вице-президентом и главным конструктором остался инженер Александр Картвели, заместитель Северского.

В 1940 г. фирма подписала контракт с ВВС США на 60 млн. долларов на создание дальнего, скоростного и высотного хорошо вооруженного истребителя сопровождения для защиты дальних стратегических бомбардировщиков.

6 мая 1941 г. опытный самолет ХР-47В поднял в воздух Лоури Брэдхэм. В горизонтальном полете самолет развивал скорость 657 км/ч, на него установили двигатель Пратт-Уиттни XR-2800-21 с турбокомпрессором, он мог развивать мощность до 2000 л. с.

-2

Для повышения высотности на самолете решили проблему с турбокомпрессорами.

В то время многие авиаконструкторы не могли решить проблему раскрутки турбокомпрессора выхлопными газами, они быстро прожигали его турбину.

Картвели поставил турбокомпрессор в хвостовой части фюзеляжа, а не на двигателе. Возрос вес самолета, зато охлажденные выхлопные газы не портили турбокомпрессор. Часть горячего воздуха от турбокомпрессора уходила в консоли крыла для обогрева смазки пулеметов при полетах на больших высотах.

Воздух от турбокомпрессора к двигателю проходил через воздушный радиатор в хвосте фюзеляжа (холодный воздух забирался лобовым воздухозаборником) и охлаждался. Так как при сжатии воздуха в компрессоре он сильно грелся.

Сократили длину носовой части фюзеляжа, улучшили обзор летчику.

Помимо этого была оригинальная система выхлопа. На номинальном режиме выхлопные газы выводились в общий коллектор и выбрасывались через два сопла по бокам носа фюзеляжа. Если же летчику надо было поднять мощность двигателя, он добавлял топливо и закрывал створки сопел, раскаленные выхлопные газы шли в турбокомпрессор, затем выходили через общее сопло в хвосте фюзеляжа.

Для улучшения аэродинамики объединили воздухозаборники главного всасывающего канала турбокомпрессора и воздухозаборников маслорадиаторов, что позволило создать обтекаемую носовую часть фюзеляжа.

Картвели поставил на ХР-47 небольшое крыло, удельная нагрузка на крыло составляла 213-260 кг/кв. м. Чтобы разместить в небольшом крыле стойки шасси, они в процессе уборки уменьшались.

Благодаря хорошей аэродинамике истребитель достигал на пикировании больших скоростей. 15 ноября 1942 г. даже удалось достичь скорости звука (1160 км/ч), при этом поверхности управления оказались как бы заклинены, американцы столкнулись с эффектом сжимаемости воздуха на больших скоростях.

Позже на фронте достигли скоростей еще больших 1250 и 1350 км/ч. Хотя маловероятно, что это было вообще возможно для самолета с прямым крылом и поршневым двигателем.

Чтобы самолет чрезмерно не разгонялся на часть машин поставили воздушные тормоза.

Истребитель получил мощное вооружение из 8 крупнокалиберных пулеметов в крыльях с 1800 патронов. 12,7 мм пулеметы Кольт-Браунинг по дульной мощности эти пулеметы даже превосходили немецкие 20-мм пушки МG-FF и 30-мм пушки МК-101. В секунду пулеметы выпускали 100 пуль, общий вес залпа в минуту составлял больше 350 кг.

Несмотря на мощное вооружение и хорошие высотно-скоростные характеристики, истребитель ХР-47 оказался недостаточно маневренным. Из-за большой массы конструкции и большого объема топливных баков. Полетная масса в процессе производства возросла с 5,5 до 9 тонн. Самолет стал по массе ближе к бомбардировщикам. На маневренности самолета плохо сказалось размещение двигателя, турбокомпрессора, пулеметов и боезапаса далеко от центра тяжести.

-3

На малых высотах самолет ХP-47 уступал в маневренности и скорости немецким и союзным самолетам, максимальная скорость у земли была чуть больше 500 км/ч.

Получилось, что он был пригоден только как высотный истребитель сопровождения бомбардировщиков.

В марте 1942 г. первые серийные самолеты с обозначением Р-47В сошли с конвейера фирмы "Рипаблик". С ноября 1942 г. они стали поступать на вооружение Великобритании.

Появление "Тандерболтов" на фронте сделало возможным перейти к дневным налетам на промышленные центры Германии.

В начале 1942 г. фирма "Рипаблик" получила еще один заказ на "Тандерболты". Производство других типов самолетов на фирме было прекращено.

Спасибо за прочтение.