Предисловие
Итанцы Е. Оболенского
Батурино И. Шимкова
Туркинские минеральные воды
Мертвый Култук Н. Лорера
Посольское - переправа через Байкал
Река Иркут
Слюдянка
Перемещаемся в Иркутскую область, ближний берег Байкала. И тот и другой берег для поселения имел свои выгоды и недостатки. На юго-восточном бурятском получше климат - повыше, посуше, старообрядцы там вполне поля развели и навострились хлеб выращивать. Но анус вселенной, никакой цивилизации, кроме Кяхты, Иркутск за морем.
В Иркутской области холоднее и мокрее, и с земледелием похуже, зато с цивилизацией получше. Околоиркутская колония декабристов в сущности устроилась не очень даже плохо: до города можно просто сесть и доехать за полдня. Пока жив Никита Муравьев - Ф. Вольф здесь же, и можно получить от него консультацию. Но в общем об этой всей истории, чуть позже, а пока про Александра Одоевского.
Декабрист А. Одоевский. Поэт, офицер, участник Северного общества и восстания 14 декабря. Тот самый, который "Струн вещих пламенные звуки...". У него IV разряд, и он выходит на поселение в 1833 году вот сюда, в Тельму.
И вообще это неплохое место: торговое большое село на Московском тракте. То есть селу-то хорошо, а вот политического ссыльного рядом с трактом, по которому идут каторжники, наверно, не надо. В общем, через полгода Одоевского переводят в место поглуше - в Елани, потом в Ишим, а потом и на Кавказ, где через два года он заканчивается от малярии. Не знаешь, что тут самое вкусное. Кстати, сказать, поскольку село на Московском тракте - это еще один пункт, в котором, по дороге в Иркутск так или иначе побывали все декабристы. До Иркутска верст 60, не могу сообразить, тут ли ночевка, но мимо едут\идут пешком точно.
Еще село известно тем, что здесь жил тот самый Николай Смирнов, который печатался в тобольском альманахе "Иртыш превращающийся в Ипокрену", крепостной поэт и переводчик XVIII века, оказавшийся в Сибири на попытку побега.
А еще в Тельме к моменту появления в ней Одоевского уже стоит вот такая немыслимая в этой глуши Казанская церковь, она в 1816 году освящена. Одоевский на нее полгода смотрит каждый день, остальные видят ее проездом. Наверное, она сносит мозг - потому что это архитектура столичного, петербургского уровня. Ротонда посреди Восточной Сибири, даже не в Иркутске, в селе, которое примерно в нигде. Стоит на отличном месте и видна отовсюду, и сейчас тоже, И сейчас живая, отреставрированная, с интерьером, огромный альбом про тебя издала и продает.
А к вопросу о ссыльных - чуть позже появляется устойчивая местная легенда, что строил ее какой-то польский ссыльный. Потому что примерно все такого уровня в Сибири - это польские ссыльные...
Продолжение следует.