Основные показали по ДТП и по травматизму в авариях понемногу снижаются. И ДТП и жертв в авариях становится меньше. Но до по-настоящему безопасных дорог еще далеко. А если на дорогах гибнут дети, то улучшение показателей уже не кажется столь позитивным.
Вина взрослых
Гибель каждого ребенка на дороге – это вина взрослых. И очень часто от самого ребенка мало что зависит. Пьяный взрослый за рулем – опасность для всех, а не только для детей. Или, например, родители посадили ребенка в машину, но не пристегнули его. Или в машине было очень много детей – посадили, сколько влезет. И если произойдет дорожно-транспортное происшествие, гибель ребенка в таком случае почти неизбежна.
Общемировая статистика говорит, что травматизм на дорогах гораздо выше в бедных странах – плохие дороги, недостаточно развитая медицина. Но анализ ДТП, которые произошли в Туве, говорит о том, что виной всему чаще бывают не проблемы и с дорогами (которые, кстати, могли бы быть лучше), а невнимательность и халатное отношение водителей.
Слишком мы привыкли к автотранспорту, слишком часто приходится ездить по разным надобностям, и, может быть, поэтому забываем об осторожности. Но расплата за такую неосторожность – гибель детей.
Дороги не при чем
За 8 месяцев 2020 года на территории республики зарегистрировано 283 дорожно-транспортных происшествия (на 12,4% меньше, чем в прошлом году), в которых погибли 68 (на 1,4% меньше, чем в 2019 году) участников дорожного движения и 456 (на 13,5% меньше, чем в прошлом году) – получили ранения.
Ни одно из ДТП не было связано с тем, что дорога плохая. Основные причины аварий: превышение установленной скорости; несоответствие скорости конкретным условиям; выезд на полосу встречного движения; несоблюдение очередности проезда; нарушение правил проезда пешеходного перехода. 61 авария произошла по вине пьяных водителей. Примерно столько же было за рулем людей, вовсе не имеющих водительских прав.
Самые подлые ситуации – это когда водители быстро уезжали с места аварии, даже не попытавшись помочь пострадавшим. В этом году таких случаев было 29.
Дети виноваты?
Конечно, некоторая часть аварий происходит и по неосторожности самих детей.
Хотя это – как посмотреть. Вот в этом году были ДТП по вине детей-водителей. Целых три аварии, в которых один ребенок погиб и два – получили травмы. Да, за рулем были дети, и они – виновники ДТП. Но как они оказались на водительском месте? Тут явно видна вина взрослых, которые дали им возможность «порулить».
Обратите внимание на таблицу «Основные показатели аварийности с участием детей». Почти все погибшие дети были просто пассажирами. От них ничего не зависело. Единственное, что они бы могли сделать, это попросить родителей пристегнуть их. Но если в семье это не принято, то, вероятно, детям такое даже в голову не пришло.
По собственной неосторожности детей произошло 16 (-15,8%, АППГ - 19) автоаварий. Но ведь и эта неосторожность – влияние взрослых. Все не раз видели картину, когда мама с ребенком переходит улицу в любом непредсказуемом месте или на красный цвет светофора. А дети легко перенимают не только хорошие привычки родителей, но и плохие.
Формируем новые привычки
Если в семьях не научили детей осторожному поведению на дорогах, то кто-то должен изменить ситуацию. Традиционно этим занимается Министерство образования и ГИБДД. В общем, они и будут этим заниматься, но уже нетрадиционными методами. На прошлой неделе в Туве появилась «Лаборатория безопасности». В России это – 47 «лаборатория».
Ярко-желтый автобус с фирменным названием «Лаборатория безопасности» похож на реквизит фокусника – столько разных предметов в него уместилось. Тут были информационные щиты, игровые комплексы, пара почти настоящих светофоров (с генератором, поэтому в них были лампы, которые синхронно переключались цвета), велосипеды и самокаты, маленький вагончик, имитирующий автобус, пешеходные дорожки, столы для моделирования дорожных ситуаций, конусы для «ограждения» дороги, многочисленные раздаточные материалы. А еще – два манекена: Саша и Гриша — взрослый человек и ребенок, с помощью которых можно показать, как пристегиваться, как перевозить детей в удерживающих сиденьях, как оказывать первую помощь и многое другое.
Скучно не будет никому, многофункциональный комплекс позволяет обучать детей практически всех возрастов: модули рассчитаны для возрастных категорий 5-8, 9-13, 14-16 лет.
Водитель был инструктором
Чингис Сарым-оол – руководитель регионального ресурсного центра профилактики детского травматизма. Этот центр находится при Республиканском центре воспитания и профилактики правонарушений. А Республиканский центр, в свою очередь – При Министерстве образования. Заместитель директора центра воспитания – Сергей Лопсан, он курирует работу центра профилактики детского травматизма.
Чингис Сарым-оол и Сергей Лопсан, по сути, главные «виновники» того, что в Туве появилась «Лаборатория безопасности», не считая, конечно, сотрудников ГИБДД, которые многое сделали для реализации проекта.
К водителю «лаборатории» были особые требования. Им стал бывший инструктор ДОСААФ Айдыс Базыр-оол. Как говорит Чингис Мергенович, работать «лаборатория» начнет с октября, сейчас нужно поставить на учет транспортное средство и оформить все необходимые документы. Вероятно, первые занятия пройдут в школе № 1. Но, пока тепло, можно бы проехать по отдаленным районам и провести занятия там. Хотя пандемия может внести свои коррективы, так что наперед что-то планировать сложно. Впрочем, абсолютно точно можно сказать, что в работе «Лаборатории безопасности» будут принимать активное участие сотрудники ГИБДД.
Светлана Ощепкова, руководитель Администрации Главы Республики Тыва и Аппарата Правительства Тувы, говорит, что они готовы принять еще одну «лабораторию». Так что можно уверенно сказать, что вскоре всех школьников Тувы обучат правильному и безопасному поведению на дорогах. Остается только один вопрос: как объяснить взрослым, что автомобиль требует особого внимания, и на дороге надо вести себя осторожно. И ради самих себя, и ради своих детей.
И. Качан