Сегодня мы расскажем про красочный и отлично сохранившийся самый южный маяк России под номером 1 в реестре отечественных маяков, построенный в 1906 г. и расположенный у основания мыса мыса Гамова на одноимённом полуострове в Хасанском районе приморского края.
Мыс Гамова был описан ещё в 1854 г. офицерами фрегата "Паллада", следовавшего к устью Амура с вице-адмиралом Е. Путятиным и был назван в честь первого заметившего мыс младшего офицера фрегата, гардемарина Д.И.Гамова.
Спустя несколько десятилетий был поднят вопрос о строительстве маяка на полуострове. П после проведённых в 1901 г. исследований полуострова комиссией и выбора места для строительства, Морской Технический Комитет утвердил проект маяка, разработанный Дирекцией маяков Восточного океана со сметной стоимостью 99 481 рублей, а главным строителем был назначен техник строительной части Владивостока Туркович.
Маяк было решено строить в 200 метрах выше мыса, а здание сирены у самого южного обрыва на скале.
К 1904 г. были отсыпаны дороги к бухтам Алексеева и Опасная и заложен фундамент башни. Для строительства использовались практически только местные материалы, добытые на полуострове и его окрестностях.
Для маяка во Франции у фирмы "Барбье" был заказан светооптический аппарат 2-го разряда, а у фирмы "Commep, Гарле и К" другое оборудование, но часть оборудования была утеряна во время переправки в Россию и сроки сдачи маяка в эксплуатацию к сентябрю 1904 г. были подорваны. А пока во Францию направлялся новый заказ на утраченное оборудование, началась Русско-японская война и строительство остановилось до окончания войны.
Так этот маяк изображён на одной из картин Валерия Шиляева "Маяк Гамова" из серии "Маяки южного Приморья".
После окончания войны первым делом были достроены здания маячного городка, после чего продолжили строительство башни с фонарным сооружением и весной 1906 г. в целях обеспечения безопасности кораблевождения, не дожидаясь приёмной комиссии, маяк был введён в эксплуатацию, а 16 июня того же года он был принят приёмной комиссией.
Преждевременное введение в работу было обусловлено опасностью подрыва на минах при следовании к Владивостоку судов по фарватеру от острова Скрыплева к острову Аскольд и путь следования был изменён, а суда направлялись через мыс Гамова в Амурский залив.
После постройки белой восьмигранной каменной башни маяка, высотой 19 метров, дальность видимости огня светооптического аппарата составляла около 17 миль.
Рядом с башней была установлена сигнальная мачта для флажного семафора, необходимого для переговоров с проходящими судами.
Сам маяк по сей день указывает курс судам, проходящим мимо бухты Опасная, где в сотне метров от берега расположен Камень Опасности, из за которого ранее погибали суда.
Этой лестнице уже 114 лет.
Но официально маяк принят в ведение Тихоокеанского флота лишь 26 августа 1907 г. Первым смотрителем маяка был назначен главный строитель маяка техник Туркович, который помимо своих основных обязанностей производил метеорологические наблюдения.
Также в маячную команду входило два телеграфиста, три человека машинной команды и семь вольнонаёмных рабочих.
В 1910 г. на оконечности мыса были установлены пневматическая сирена и навес с колоколом для подачи сигналов в сильный туман. Колокол использовался до 1933 г.
В 1981 г. на маяке была проведена реконструкция, на территории был оборудован радиомаяк и установлен наутофон ЛИЕЖ-300 для подачи звуковых сигналов, а дальность видимости маяка выросла до 22 миль.
В настоящее время помимо основного и дублирующего маяка с международным номером в реестре маяков 45/F7422, на территории работают радиомаяк с навигационной системой ГЛОНАСС и метеостанция с интернетом, а после установки нового аппарата "Акватайм-50" дальность видимости света маяка составляет 30 миль. Обслуживает всё хозяйство 8 человек.
Посмотрите как сохранился ледник.
Колокол для подачи сигналов, который раньше был установлен на краю мыса и ныне перенесён к зданию маяка. Удивительно что он вообще сохранился до наших дней.
Элемент старинной каменной стены.
Здание пневматической сирены и площадка, где ранее стоял колокол.
А возле въезда на территорию стоит заброшенный старый дом метеорологов.
А на этом всё.
Ели вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.
Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 5106 2180 3513 1655
Спасибо за просмотр и до новых встреч.