Найти тему
Дестрой

Самый южный маяк России под №1: Маяк "Гамов" 1906 г.

Сегодня мы расскажем про красочный и отлично сохранившийся самый южный маяк России под номером 1 в реестре отечественных маяков, построенный в 1906 г. и расположенный у основания мыса мыса Гамова на одноимённом полуострове в Хасанском районе приморского края.

-2

Мыс Гамова был описан ещё в 1854 г. офицерами фрегата "Паллада", следовавшего к устью Амура с вице-адмиралом Е. Путятиным и был назван в честь первого заметившего мыс младшего офицера фрегата, гардемарина Д.И.Гамова.

Спустя несколько десятилетий был поднят вопрос о строительстве маяка на полуострове. П после проведённых в 1901 г. исследований полуострова комиссией и выбора места для строительства, Морской Технический Комитет утвердил проект маяка, разработанный Дирекцией маяков Восточного океана со сметной стоимостью 99 481 рублей, а главным строителем был назначен техник строительной части Владивостока Туркович.

Маяк было решено строить в 200 метрах выше мыса, а здание сирены у самого южного обрыва на скале.

-3

К 1904 г. были отсыпаны дороги к бухтам Алексеева и Опасная и заложен фундамент башни. Для строительства использовались практически только местные материалы, добытые на полуострове и его окрестностях.

Для маяка во Франции у фирмы "Барбье" был заказан светооптический аппарат 2-го разряда, а у фирмы "Commep, Гарле и К" другое оборудование, но часть оборудования была утеряна во время переправки в Россию и сроки сдачи маяка в эксплуатацию к сентябрю 1904 г. были подорваны. А пока во Францию направлялся новый заказ на утраченное оборудование, началась Русско-японская война и строительство остановилось до окончания войны.

-4

Так этот маяк изображён на одной из картин Валерия Шиляева "Маяк Гамова" из серии "Маяки южного Приморья".

-5

После окончания войны первым делом были достроены здания маячного городка, после чего продолжили строительство башни с фонарным сооружением и весной 1906 г. в целях обеспечения безопасности кораблевождения, не дожидаясь приёмной комиссии, маяк был введён в эксплуатацию, а 16 июня того же года он был принят приёмной комиссией.

-6

Преждевременное введение в работу было обусловлено опасностью подрыва на минах при следовании к Владивостоку судов по фарватеру от острова Скрыплева к острову Аскольд и путь следования был изменён, а суда направлялись через мыс Гамова в Амурский залив.

После постройки белой восьмигранной каменной башни маяка, высотой 19 метров, дальность видимости огня светооптического аппарата составляла около 17 миль.

Рядом с башней была установлена сигнальная мачта для флажного семафора, необходимого для переговоров с проходящими судами.

-7

Сам маяк по сей день указывает курс судам, проходящим мимо бухты Опасная, где в сотне метров от берега расположен Камень Опасности, из за которого ранее погибали суда.

-8

Этой лестнице уже 114 лет.

-9

Но официально маяк принят в ведение Тихоокеанского флота лишь 26 августа 1907 г. Первым смотрителем маяка был назначен главный строитель маяка техник Туркович, который помимо своих основных обязанностей производил метеорологические наблюдения.

-10

Также в маячную команду входило два телеграфиста, три человека машинной команды и семь вольнонаёмных рабочих.

-11

В 1910 г. на оконечности мыса были установлены пневматическая сирена и навес с колоколом для подачи сигналов в сильный туман. Колокол использовался до 1933 г.

-12

В 1981 г. на маяке была проведена реконструкция, на территории был оборудован радиомаяк и установлен наутофон ЛИЕЖ-300 для подачи звуковых сигналов, а дальность видимости маяка выросла до 22 миль.

-13

В настоящее время помимо основного и дублирующего маяка с международным номером в реестре маяков 45/F7422, на территории работают радиомаяк с навигационной системой ГЛОНАСС и метеостанция с интернетом, а после установки нового аппарата "Акватайм-50" дальность видимости света маяка составляет 30 миль. Обслуживает всё хозяйство 8 человек.

-14

Посмотрите как сохранился ледник.

-15

Колокол для подачи сигналов, который раньше был установлен на краю мыса и ныне перенесён к зданию маяка. Удивительно что он вообще сохранился до наших дней.

-16
-17

Элемент старинной каменной стены.

-18

Здание пневматической сирены и площадка, где ранее стоял колокол.

-19

А возле въезда на территорию стоит заброшенный старый дом метеорологов.

-20

А на этом всё.

-21

Ели вам понравился материал, то ставьте палец вверх, подписывайтесь на наш канал и делитесь нашими публикациями с друзьями.

Также при желании вы можете помочь нашему проекту, ведь наши поездки по разным городам и регионам обходятся не дёшево. Мы будем рады любой помощи: 5106 2180 3513 1655

Спасибо за просмотр и до новых встреч.