Моя любимая группа «Nazareth» за 50 лет своей деятельности выпустила всего 9 убойных альбомов + двойной концертный альбом 1981 года. А что собой представляет остальная их музыка? Не хотелось бы смущать фанатов группы, но остальные 15 студийников – это или не то, или совсем не то, или вообще не то
Группа «Nazareth» - одна из самых любимых моих рок-групп. Впервые они попали мне на слух в далеком 1976-м году, это были альбомы «Hair of the Dog» (1975 г.), «Greatest Hits» (1975 г.) и «Loud 'N' Proud» (1973 г.) (в последовательности прослушивания). Причем сборник был записан мной с фирменной пластинки за деньги – пришлось вывалить 5 рублей, но пластику на дом не дали, пришлось писать в квартире у владельца диска.
Потом, уже в 1977-м, довелось услышать «Play 'n' the Game» (1976 г.) и «Close Enough for Rock 'N' Roll» (1976 г.) – тоже привожу в порядке последовательности, хотя порядок выхода в свет этих двух альбомов был иной. Все остальные «Назареты» попали мне в руки уже в виде пластинок (для перезаписи, за деньги или бесплатно). Таким образом я могу судить о творчестве этой группы вполне объективно, и поэтому сейчас я попытаюсь рассказать, что и в каких альбомах мне понравилось, а что – нет.
Ну, первые два альбома – «Nazareth» (1971 г.) и «Exercises» (1972 г.) – это совсем не то, что должно нравиться не фанату группы, хотя у фаната в коллекции они должны быть обязательно. Музыка, что греха таить, посредственная, и в каждом альбоме мной было обнаружено всего по одной песне, в которой «Nazareth» прослушивается вполне определенно. Остальное – на любителя. Это никакой не рок-н-ролл, которым группа впоследствии прославилась, а попытки сделать какой-то прог-рок, весьма модный в то время. Но силенок у «назаретов» не хватило, вот и получилось то, что получилось.
Однако знаменитый «дип перпловец» Роджер Гловер, только-только уволившийся из «Deep Purple», оказался не только прекрасным музыкантом, но и по-настоящему гениальным продюсером. Он сразу же разглядел в этой несчастной (на тот момент) группе «Nazareth» ее истинную сущность, и вовремя изменил ее направление в нужное русло. В результате следующие три альбома, выполненные в стиле «рок-н-ролл» и заправленные неплохими балладами и некоторыми хардяками (но не прог-роковыми, Боже упаси!), стали настоящими бриллиантами в дискографии группы. Вот они:
~ «Razamanaz» (1973 г);
~ «Loud 'N' Proud» (1973 г.):
~ «Rampant» (1974 г.).
Для того времени эти альбомы стали шедеврами, впрочем, таковыми они остаются и сегодня, плюс стоит добавить, что они представляют собой нетленную классику рока. «Разаманаз» моментально добрался до 11-й позиции в британских хит-парадах, и его успех позволил музыкантам заключить контракт с американским лейблом «A&M», который принялся раскручивать альбомы группы в США. Все три альбома быстро стали бестселлерами во всем мире.
Однако в конце 1974 года Роджер Гловер сложил с себя обязанности продюсера, и этим делом занялся гитарист группы Мэнни Чарлтон. Следующий альбом «Hair of the Dog» (1975 г.) получился очень жестким и многозначительным. Он совершенно не был похож на все то, что группа делала ранее, и многие фанаты и критики решили, что «Nazareth» будет двигаться именно в этом направлении. Но то ли запала у музыкантов не хватило, то ли кто-то им посоветовал не усугублять, а снизить накал в виду того, что чистый хард-рок начинал понемногу терять свои позиции, и следующий альбом получился гораздо более легким, чем предыдущий.
Нет, «Close Enough for Rock 'N' Roll», вышедший в марте 1976-го, получился ничуть не хуже «Собачьей шести», это был все тот же узнаваемый рок-н-ролльный «Назарет», каким был и при Гловере, однако музыка стала гораздо более серьезная, а не по рок-н-ролльному расхлябанная. В альбоме не нашлось ни одной «проходной» композиции, тем он и взял и критиков, и фанатов, и его продажи в мире просто завалили музыкантов финансами.
На волне успеха было решено склепать еще один альбом. Редко какой группе удается буквально за полгода выпустить два равноценных альбома, но «Назареты» умудрились это сделать. «Play 'n' the Game», появившийся в продаже осенью 1976-го, стал если не лучше предыдущего творения, то не хуже. В любом случае он был сильнее его в технической части.
Однако следующие два альбома показали, что «Nazareth» после головокружительных успехов начали плавное снижение. Альбом 1977 года «Expect No Mercy» тоже был неплох, но что-то в нем не заладилось. Вроде и песни все хороши, и музыканты сыграли прекрасно, и звучание на высшем уровне. Но все же это было небольшое снижение рок-н-ролльного напора с переходом в некоторые музыкальные эксперименты с другими стилями. Впрочем, фанаты не стали придираться, и раскупали этот альбом тоже хорошо.
В 1978 году музыканты группы решили повторить успех лучших своих альбомов и решили, что для этого им нужен еще один участник с новыми идеями. Этим участником стал гитарист Зал Клеминсон из группы Алекса Харви. Таким образом «Nazareth» из квартета превратились в квинтет с двумя солирующими гитаристами.
Новый альбом «No Mean City» действительно был интереснее предыдущего, мало того, он стал значительно тяжелее, но саунда «Hair of the Dog» достичь не смог. К тому же было ясно, что времена хард-рока прошли безвозвратно, а играть металл, который тогда начали культивировать в массах такие будущие рок-монстры, как «Judas Priest» и «Scorions», потомственные рок-н-ролльщики были не в состоянии.
В общем, начиная с 1980 года музыка «Nazareth» претерпела сильные изменения – группа ударилась в попсу, и если какие-то последующие альбомы и продавались хорошо, то для настоящих рокеров они интереса не представляли. Исключением может служить диск 1982 года «2XS», который стал прощальным приветом старым фанатам. Альбом получился действительно убойным, и, что главное – интересным. Но вот все, что «назареты» создали позже и создают по сей день – это уже практически не музыка.
Все 80-е годы группа записывала совершенно невразумительные альбомы, которые не нравились даже попсовикам, на которых были рассчитаны. После очередного провала в 1989 году ушел Мэнни Чарлтон, и музыканты снова попытались заиграть чистый рок-н-ролл. Но то ли они растеряли все свои композиторские навыки, то ли публике рок-н-ролл уже перестал нравиться, но альбомы уже не давали и части той прибыли, которую давали альбомы середины 70-х.
Постепенно «Nazareth» стал терять своих «оригинальных» музыкантов – в 1999-и умер барабанщик Даррелл Свит, а в 2013-м уволился вокалист и лицо группы Дан МакКафферти. Таким образом в группе остался только один басист, а все музыканты были новыми. Последний состав записал в 2018 году альбом «Tattooed On My Brain», но после его прослушивания мне стало окончательно ясно, что «Nazareth» уже не просто «нет тот», а это уже вообще не «Nazareth». Кстати, новый фронтмен, Карл Сентанс, когда-то был вокалистом в швейцарской группе «Krokus» (а точнее - на альбоме 1999 года «Round 13»).
Таким образом можно констатировать факт, что за 50 лет своей творческой деятельности группа «Nazareth» выпустила 24 студийных альбома, из которых только 5 можно считать шедевральными, а остальные 4 - просто прекрасными.
1. ~ Razamanaz ~ 1973 Г. (Шедевр!)
2. ~ Loud 'N' Proud ~ 1973 Г. (Шедевр!)
3. ~ Rampant ~ 1974 Г.
4. ~ Hair of the Dog ~ 1975 Г. (Дважды шедевр!)
5. ~ Close Enough for Rock 'N' Roll ~ 1976 Г. (Дважды шедевр!)
6. ~ Play 'n' the Game ~ 1976 Г. (Шедевр!)
7. ~ Expect No Mercy ~ 1977 Г.
8. ~ No Mean City ~ 1978 Г.
9. ~ 2XS ~ 1982 Г.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Nazareth 1975 «Hair of the Dog» – эталон для мирового хард-рока, вступившего в борьбу с панком и диско
«Status Quo» - рок-группа, у которой за 50 лет не было ни одного падения, а только сплошной взлет
«Iron Maiden» давно уже исписались, и их первые альбомы продаются лучше, чем последние
«Black Sabbath» записали всего три альбома, а все остальное – это муки отсутствия творческих мук
Пять лучших альбомов «Deep Purple», а все остальное – обычный «солнечный мусор»
Три самых убойных альбома «Motorhead» и менее успешные произведения группы