Найти тему

Болдинская осень: ищите женщину. Другую, не Натали.

Иллюстрация Н. Кузьмина.
Иллюстрация Н. Кузьмина.

Ровно 190 лет назад Пушкин переживал период, названный исследователями его великого творческого наследия самым плодотворным, когда были написаны "Маленькие трагедии", "Повести Белкина", поэма "Домик в Коломне", "История села Горюхина", завершающие главы "Евгения Онегина" и три десятка стихотворений.

Болдинская осень. Возможно, многое из перечисленного поэт не сочинил бы, если б его просто закрыли на карантин. В Болдине он застрял из-за холеры на три месяца. Но было обстоятельство, которое радостью отзывалось в душе - его помолвка с Натальей Гончаровой. Как известно, первое сватовство поэта к младшей из сестер Гончаровых оказалось неудачным, Пушкину было отказано властной и жесткой матерью Натальи Николаевны. Несмотря на то, что сестры не имели приданого, мать не пожелала видеть в зятьях опального и небогатого поэта. Однако после повторного предложения руки Натали будущая теща дала свое благословение на брак.

Конечно, он был влюблен и настроен решительно: "Женюсь только на Наталье Николаевне или не женюсь никогда!" Но знаменитый в недавнем прошлом повеса и большой ценитель красивых женщин, Пушкин не затворился в стенах своего дома в Болдине. Он совершал пешие и конные прогулки, навещал соседей и совершенно не избегал женского общества. Слухи о последнем доходили до Натальи Николаевны, назывались даже имена некоторых особ, которым Александр Сергеевич оказывал повышенное внимание. Так, исследователям жизни и творчества поэта хорошо известно, что Наталья Николаевна написала жениху гневное письмо, где упрекала его в неверности и уверяла, что ей известно, что поэт поселился у одной местной княгини. Пушкин, как свойственно поступать всем мужчинам в подобных случаях, выразил в ответном письме чувство глубокого недоумения: дескать, знать не знаю, о чем это ты, дорогая:)

Иллюстрация Н. Кузьмина.
Иллюстрация Н. Кузьмина.

Но была в жизни великого поэта одна женщина, которая в отличие от многих, фигурирующих в так называемом "Донжуанском списке" Пушкина, отметилась не кратким романом, а прошла через достаточно долгий (особенно, учитывая короткую жизнь поэта) временной отрезок. Особенно удивительно, что была она крепостной крестьянкой, однако, она и её судьба время от времени занимали внимание Пушкина на протяжении десяти лет - с 1824 по 1834 год.

Ольга Калашникова, дочь управляющего имением в Михайловском, где и начались её близкие отношения с Пушкиным. Ему двадцать пять и его цепкий взгляд ловеласа мгновенно выхватывает очаровательную, ладно скроенную черноглазую девушку среди нескольких таких же, как и она, вышивальщиц, выполняющих свою работу под началом Арины Родионовны. Связь молодого барина с прелестной крепостной продолжалась на протяжении полутора лет. В апреле 1826 года Ольга сообщила Пушкину, что беременна. Этой же весной отец Ольги был переведен управляющим в Болдино, а в конце мая Ольга родила мальчика. В начале июня ребенок, отцом которого был записан некий крестьянин Иванов, был крещен в Успенском храме Болдина, который, кстати, сохранился до наших дней. Именно в метрических записях храма и были обнаружены сведения о новорожденном сыне Ольги Калашниковой. К несчастью, младенец прожил недолго, тяжело заболел и умер двух месяцев от роду.

В начале сентября 1830 года Пушкин приезжает в Болдино, чтобы вступить во владение подаренной ему отцом деревней Кистенево и остается там на на три месяца запертым на карантин. На это время и выпал грандиозный творческий подъем, расцвет пушкинского гения. Все последующие годы пушкинисты пытаются разгадать тайну невероятного озарения, объясняя его волшебным воздействием осени, особой атмосферой Болдина, любовью к Натали...

Как известно, Пушкина мало заботили хозяйственные и имущественные дела. Однако среди поэтических трудов в начале октября 1830-го он вдруг находит время, чтобы составить документ о предоставлении вольной грамоты крестьянке Ольге Калашниковой. Именно ей, не кому-либо ещё из подданных его матери Надежды Осиповны. Ольге теперь двадцать пять, она все ещё хороша, и Александр Сергеевич помнит, что их отношения были чем-то бОльшим, чем просто плотские забавы молодого барина с красивой девятнадцатилетней крепостной крестьянкой. О его особенном отношении к этой девушке знали и близкие друзья Александра Сергеевича. Ольга, несомненно, оставила след в сердце поэта, и её присутствие в жизни Пушкина в период Болдинской осени очевидно. Наверняка это не было такой же страстью, как пять лет назад, но ясно, что к своей бывшей любви Пушкин отнесся с вниманием, Ольга не была ему безразлична.

История с вольной затягивалась, "отпускную" должна была подписать владелица крепостных душ Надежда Осиповна Пушкина. Наконец, весной 1831 года Ольга Калашникова получила "вольную". После чего была выдана замуж за мелкого, обремененного долгами чиновника, брак с которым оказался несчастливым, о чем Ольга не раз писала Пушкину, а также просила его заступиться за отца, службой которого был недоволен владелец Болдинского имения отец Пушкина Сергей Львович.

Иллюстрация Н. Кузьмина
Иллюстрация Н. Кузьмина

Пушкин встретится с Ольгой осенью 1833 года. Известно, что он дал ей довольно крупную сумму денег, на что она смогла купить дом, а её отца перевел управляющим в Кистенево. В браке Ольга родила сына, но супружество её сложилось неудачно, супруга она называла "пьяницей и развратным человеком". Считается, что с 1834 года Ольга совместно с мужем не проживала. Последний раз Пушкин виделся с Ольгой в Болдине в том же 1834 году, тогда же управляющим Болдинским имением он назначил брата Ольги.

Дальше следы этой женщины теряются. Существует версия, что уже после смерти Александра Сергеевича, в 1840 году Ольга могла переехать в Петербург, куда на службу к хозяевам перебрались её отец и один из братьев.

Павел Елисеевич Щеголев, известный пушкинист, первым высказал предположение, что имя Ольги Калашниковой зашифровано Пушкиным в альбоме Елизаветы Ушаковой, в том самом "Донжуанском списке", наряду с именами других близких ему женщин. Щеголев не только опубликовал имя этой женщины, но сделал ряд предположений относительно отражения её образа в творчестве поэта. Так, он считал, что "черноокая белянка" из "Евгения Онегина" - это Ольга. Некоторые исследователи считали, что образом Ольги Пушкин вдохновлялся при сочинении поэмы "Русалка".

Спасибо всем, кто дочитал!

И если статья показалась Вам интересной, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.