Густая борода Хэмингуэя и гладковыбритое лицо Джека Лондона внушали респект.(1962 год!)
Боюсь не смерти я. О нет!
Боюсь исчезнуть совершенно.Лермонтов М. Ю.
Странная, страшная книга. Состоит из двух совершенно непохожих повестей. "Беспокойное сознание" и "4004 год".
Первую повесть я прочитал очень быстро и легко, несмотря на то, что она полна горестных событий, происходивших с человеком в течении всей его жизни. Смерть матери, смерть дочери, смерть жены, безумие, одиночество, старость... Это хорошая повесть, в которой много света и тепла, любви к людям и веры в человечество.В этой же повести ключевой остаётся идея о воскрешении человека после смерти в виде искусственного создания. И эта идея дарит надежду. Воссоединиться с любимыми, забрать у смерти несправедливо отнятые жизни, — разве не чудесная фантазия, мечта? Самому стать бессмертным и бесконечно вкушать бесконечные плоды познания.Глядя на то, как Георгий Георгиев ведёт хронику своей жизни и жизни своих близких, я даже позавидовал людям, которые сливают тонны информации о себе в социальные сети. Из этих мельчайших частиц, подробных деталей, можно по крупицам восстановить прежнюю жизнь человека. Ведь сколько потрясающих личностей утратило человечество, и теперь скрупулёзно восстанавливает их жизни в виде биографий.Но это одна половина книги. Наступил 4004 год. Георгиева воскресили. И тут начинается тихий ужас. Парад вивисекторов, циников и мерзейших уродов, прикрывающихся торжеством коммунистической идеи.Некоторые моменты повести заставляют думать, что утопия Герова — это фарс, комедия, жестокая сатира на антиутопистов. С самого начала возникает тревожное чувство, что вот вот маски спадут, и все эти улыбчивые "органические" люди предстанут монстрами, выжившими фашистами, инопланетянами, которые проводят посмертные эксперименты. Но нет. Маски спадают, но под ними оказываются люди будущего. Нормальные люди по Геровую. Серьёзное видение будущего автором именно таково. Такова его утопия.Кнопки экстаза, заводы по деторождению, пропаганда веганства на уровне — животных есть нельзя, потому что они наши братья (но держать в заключении в изоляции в зоопарках можно). Запрет искусства и посмертный ад для негодяев.Когда я дошёл до этого момента, я просто не мог поверить, что книгу пишет тот же самый человек, который написал "Беспокойное сознание". Понятно, психическое расстройство. Понятно, девиантное поведение. Но воскрешать мёртвых, чтобы поселить их в аду! Надо быть предельным шовинистом, человеконенавистником, фашистом. Да, эти люди были теми ещё козлами, многие творили зло, смерть и террор, но обрекать их на вечное унижение — разве не столь же бесчеловечно? Разве моральное истязание Гитлера не означает уподобление этому самому Гитлеру? Только вдумайся: воскрешать мертвецов, чтобы издеваться над ними!Можно, конечно, списать это на урок, мол посмотрите, каких негодяев рождала Земля, нельзя быть такими, но этот урок можно демонстрировать и без воскрешения негодяев в виде искусственных личностей. Просто поставьте пару восковых фигур и рассказывайте лекции о том, какими они были паразитами. Собственно книга Герова это и делает. Но видеть такое будущее... считать это будущее правильным... называть это будущее коммунизмом, извини, язык не поворачивается.В общем, рекомендую читать только "Беспокойное сознание". Повесть "4004 год" отвратительна. Если первая наполнена солнечным светом вопреки всем горестям и бедам, то вторая — беспросветный мрак под маской всеобщего счастья. Хотя, может быть это такой тонкий ход? Зеркальное отражение? Нет. Вряд ли. Этот паттерн — лишь в моей голове.