Центр буддизма и боевого искусства кунг-фу китайский монастырь Шаолинь из провинции Хэнань является правообладателем исключительных прав на товарные знаки, которые активно охраняет и защищает.
Из последнего. Китайский бренд детской одежды Semir выпустил новую линию одежды в августе 2020 года. На толстовках из этой коллекции расположена фраза "SHAOLIN KONG FU". Монастырь отправил бренду несколько предупреждений, а 1 сентября публично обвинил Semir в нарушении прав на интеллектуальную собственность Шаолинь. Semir снял с продажи спорные толстовки, сославшись на недопонимание.
Этот конфликт повлек за собой активные споры, собственно какими интеллектуальными правами обладает религиозный центр Шаолинь. Китайское общество разделилось на два лагеря - одни активно защищают права монастыря на данную фразу, другие считают меркантилизм буддистской организации неприемлемым. Встречается и третья точка зрения, что само боевое искусство и название кунг-фу являются культурным наследием всего китайского народа и, соотвественно, принадлежат всем и каждому в КНР.
И все-таки какими интеллектуальными правами обладает Шаолинь? Оказывается, с 1997 года монастырь официально зарегистрировал 666 товарных знаков для различных категорий товаров в КНР. Регистрировать знаки Шаолинь начал тогда, когда несколько ненастоящих монастырей Шаолинь были созданы за пределами КНР и начали подавать заявки на регистрацию товарных знаков со словом Shaolin. Будучи религиозной организацией, которая не имеет право регистрировать товарные знаки на свое имя, Шаолинь создал отдельную коммерческую организацию, на имя которой регистрируются знаки.
Шаолинь является правообладателем, в том числе таких знаков, как "South Shaolin", "North Shaolin", "East Shaolin" и "West Shaolin". Но не все согласны с подобными регистрациями, и иногда в адрес монастыря высказываются обвинения в захвате товарных знаков. Например, на знак "South Shaolin" периодически претендует монастырь "South Shaolin Temple", расположенный в провинции Фуцзянь.
Монастырь Шаолинь относится к подобным обвинениям со свойственным буддистам спокойствием и оправдывает подобные регистрации борьбой с недобросовестным использованием бренда Shaolin, как например, в случае с товарным знаком "Shaolin Secret Medicine" (перевод - Секретная Медицина Шаолинь), который не имеет никакого отношения к религиозному центру Шаолинь. Шаолинь намерен пресекать любые попытки использовать свое наименование и репутацию в отношении пищевых продуктов, лекарств, одежды и неодробренных им коллабораций.