Эссе на тему "Развитие и совершенствование работы методической службы образовательной организации возможно за счет сильных сторон" я написала этим летом, в августе, когда сдавала экзамены в магистратуру ВУЗа на направление методической работы.
Напомню, что сдавала три экзамена на три разных направления. Экзамены принимались в дистанционном формате
Главным ресурсом и условием обеспечения результатов образовательной деятельности являются педагогические кадры, их качество зависит об эффективности методической работы.
От уровня профессионального мастерства педагога, того как он владеет современными образовательными технологиями зависят результаты подготовки обучающихся. Комплексное обеспечение и содействие развитию образовательной деятельности организации, адресная, реальная #помощь педагогам и руководителям в развитии их профессионального мастерства и повышение творческого потенциала, является главной задачей, миссией методической деятельности в образовательной организации.
Целью моего эссе является раскрытие темы перспектив развития методической деятельности в образовательной организации.
Независимо от типа образовательной организации, ДОУ это или СОШ, СПО или ВО, основные #функции методической работы идентичны:
- планирование – определение системы подходов для достижения наиболее эффективных результатов;
- организационная функция – усовершенствование структуры методической работы, содержания деятельности ее составляющих;
- диагностическая функция – диагностика и анализ соответствия между реальным уровнем компетентности педагогов и требованиями рынка труда к качеству деятельности конкретных специалистов;
- прогностическая функция – определение индивидуальных направлений развития педагогов, определение перечня конкретных компетенций, которые планируется формировать и усовершенствовать;
- моделирование – экспериментальная проверка, формирование и внедрение передового опыта, разработка новых положений методической работы;
- актуализация – выявление актуальных знания преподавателей;
- корректировка и обучение – исправление недостатков по использованию устаревших методик, обучением и внедрением новых технологий;
- информационная – информирование о современных достижениях педагогической науки;
- контрольная – налаживание и поддержание обратной связи.
Во всех этих функциях, можно найти то, что усовершенствовать, развить.
Перспективы развития
Стремительное #развитие информационных технологий дает большие перспективы в развитии профессионального уровня всех субъектов образования, качественной, эффективной организации методической работы, включая интерактивные и дистанционные:
- #виртуальные формы работы с педагогами – дистанционное консультирование, экспертиза;
- электронные рассылки,
- дистанционные технологии в повышении компетенций педагогических работников в образовательной среде Moodle;
- создание банков, кейсов инновационных продуктов – проектов, инновационных программ;
- ведение инновационных площадок и проектов по стратегическим направлениям государственной политики в области образования;
- сетевое межведомственное взаимодействие и т.д..
Развитие и совершенствование работы методической службы образовательной организации возможно за счет сильных сторон: педагогический коллектив с высоким профессиональным уровнем, творческим потенциалом готов к внедрению в образовательный процесс инновационных образовательных программ и технологий.
Способность эффективно распространять накопленный опыт, открытое взаимодействие с другими образовательными организациями позволяет совершенствовать технологии организации образовательного процесса.
Задачи, которые необходимо решить
В современных реалиях режим дистанционного обучения выявил некоторые #задачи , которые обходимо решить в организации процесса методической работы, освоить компетенции в информационных технологиях и во взаимодействии между участниками образовательного процесса.
Выстроенная #система повышения квалификации , ее #доступность и #мобильность позволит повысить профессиональную компетентность качественно и в короткие сроки.
Задачи проекта «500+»
Буквально в середине июля 2020 года Министерство просвещения запустило проект «500+» под лозунгом "Важен каждый ученик " призванный усилить работу по повышению качества образования, обеспечив поддержку школ с низкими образовательными показателями и работающими в сложных социально-экономических условиях, и для оказания адресной поддержки учащихся с проблемами в обучении.
В рамках проекта планируется формирование методик адресной поддержки по кадровым и содержательным вопросам. В штаты школ будут введены методисты, высококвалифицированные педагоги-наставники и руководители с большим управленческим опытом.
Негативные составляющие, от которых необходимо избавится
Считаю, что необходимо избавиться также от негативных составляющих, таких как не мотивирующая система стимулирования труда. Руководителям образовательных организаций необходимо понять, что освоение новых педагогических технологий, передача и получение нового педагогического опыта, которое идет постоянно и как бы незаметно, нуждается в стимулировании, а соответственно, в вознаграждении. Ведь именно эта работа часто составляет самую суть развития образовательного учреждения и требует немалых сил от педагога. Известно, что введение новой образовательной технологии увеличивает рабочее время педагога примерно вдвое, а то и более. Высокая загруженность педагогических работников снижает #качество учебно-методической работы. Нужно повышать мотивацию педагогических работников, стимулировать материально и морально, более внимательным отношением.
Итак, #перспективы развития методической деятельности состоят в преобразовании ее в экспертную, консультативную сферу профессиональной поддержки педагогов и руководителей образовательных организаций, создании единого методического образовательного пространства, внедрении в практику преподавания проектной, исследовательской, творческой деятельности.
Необходимо продолжить процессы информатизации, расширения содержания образовательной среды, совершенствования материальной базы для ведения методической работы. Создание условий для реализации творческого потенциала педагогов, руководителей, в том числе и введением мотивирующей системы стимулирования, будет способствовать повышению эффективности методической работы.