В Главархиве Москвы хранится проект метро от 1902 года — но не такого, которое мы знаем сейчас.
Инженеры Евгений Кнорре и Пётр Балинский тогда подали докладную записку московскому генерал-губернатору. Они предлагали проложить под землёй скоростные железные дороги — уже электрические, не конку! — и разгрузить улицы города, в котором уже становилось тесновато.
На проект требовалась огромная сумма — 155 миллионов рублей. Но их дали бы коммерсанты, от города инвестиции не требовались.
Подвох в том, что построенные частным бизнесом дороги и принадлежали бы не городу, а инвесторам — как и в случае любой другой концессии.
На первый взгляд, у проекты были одни достоинства: казённые деньги тратить не надо, для строительства предлагалось использовать только отечественные материалы и машины — а значит, заводы были бы обеспечены заказами.
Но довольно быстро обнаружились и минусы:
- За использование городской земли предприниматели платить не планировали, и фактически часть территории города просто ушла бы из общего оборота в частный.
- Рельсовое полотно и другие сооружения оставались бы в собственности тех, кто финансировал их строительство.
- Эксплуатировать метрополитен (то есть как обслуживать, так и собирать прибыль) в течение 81 года тоже собирались сами коммерсанты. Потом его передали бы городу — это, то есть, где-то к 1990-м, уже в наше время.
Тем не менее из всех поданных тогда городским властям проектов этот был самым привлекательным. Московская городская дума обсуждала его вплоть до 1903 года — и в итоге всё же отклонила. Проект признали слишком невыгодным: срок концессии сочли слишком большим, к тому же при строительстве метро были бы затронуты улицы, по которым можно было пустить электрический трамвай.
Это было быстрее и дешевле — и тоже обеспечивало возможность быстро и недорого перевозить много народу сразу.
Кроме того, проект обсуждали специалисты, и не все были согласны с тем, что он хорош. Например, сохранилась оценка Ивана Рерберга. Он отметил, что Балинскому и Кнорре нужно было бы построить множество высоких эстакад по всей Москве. Они перекрыли бы улицы, причём некоторые — полностью, нарушили бы даже пешеходное движение по ним и затеняли бы дома.
А потом стало на до строительства метро. Войны, революции... И в итоге в метро в Москве открылось только в 1935 году — но уже куда более технически продуманное.