Отголоски войны
В 1675 году между могавками и могиканами было заключено мирное соглашение. Война длилась долгих 12 лет и могикане были в ней отнюдь не главными участниками. Они состояли в союзе с сококи, одним из племен западных абенаки из Новой Англии, с которыми враждовали могавки. Путь из «могавков в сококи» лежал прямо через центр племенных земель могикан, поэтому они волей не волей были втянуты в орбиту межплеменной войны (см. ссылку на прошлые части).
Однако, после мира 1675 года рейды могавков и др.ирокезских племен не были полностью прекращены против западных абенаки (или как их называли голландцы и англичане из Олбани «северные индейцы») и могикан. В марте 1677 года англичане доставили могавкам «Уведомление и приказ», чтобы «больше не посылать отряды далеко на восток» против северных индейцев и отозвать тех, кто уже был в военном походе, чтобы губернатор Нью-Йорка Андрос мог «уладить там дела».
Однако, могавков не слишком сильно заботили приказы англичан. В июле того же года Андрос записал странное сообщение, что могавки вместе с северными индейцами действовали «с наглостью и насилием»....против махикандеров [могикан]». Скорее всего Адросу была предоставлена ошибочная информация, т.к. в июне «несколько индейцев-махикандеров» заявили официальным лицам в Олбани, что они «боятся макуасов [могавков]».
После этого заявление в Олбани пришли известия о том, что от 80 до 100 могавков «напали на нескольких махикандров и северных индейцев в Филиппе Пейтерс Бауэри и в [районе] Халф-Муна, одни махикандеры были ограблены, а другие уведены в плен».
Тем временем отец Жак Бруяс со своего миссионерского поста в западной деревне могавков сообщал в Олбани, что видел отряд из «сорока онейда, предназначенных для падения на наших индейцев в дз», где существовала еще одна община могикан. Не существует никаких свидетельств, что это нападение состоялось, но 1677 год был последним годом, когда могавки и другие ирокезы, нападали на могикан. Племя могикан было окончательно побеждено и оставалось на второстепенных ролях в
Проблемы идентификации
Казалось бы, что к последней четверти 17 века все индейцы долины Гудзона должны были быть тщательно идентифицированы, т.к. данный регион европейцы осваивали уже более 60 лет. Однако, постоянные межплеменные войны, войны индейцев и колонистов, эпидемии, скупка земли и разорение охотничьих угодий, согнали и перемешали между собой осколки многих алгонкинских племен Новой Англии и Нью-Йорка.
К концу 1670-х годов в верхней части долины Гудзона появился новый этноним «Речные индейцы». Говорилось, что в начале 1690-х годов «речные индейцы» жили на «острове Бир и на Катскилле». Учитывая то, что эти географические пункты находятся в центре исторического расселения могикан, нет никаких сомнений в том, что это и были могикане.
Выше Олбани жили «индейцы Скачкука [Шахтикока]» .В прошлых частях этого цикла статей уже говорилось, что большинство жителей этого поселения были беженцами из алгонкинских племен Новой Англии Однако, в других случаях мнения расходятся. В двух английских отчетах, написанных с разницей в три дня в 1695 году, упоминаются в первом отчете «махикандеры или речные индейцы», а во втором «речные индейцы и махикандеры».
Очевидно, что имена «речных индейцев» и «могикан» было взаимозаменяемым. Считалось, что среди «речных индейцев» были могикане, но последние ни в коем случае не были главным племенем среди «речных индейцев».
Заслуживает внимания замечание вождя могикан Сокванса, представителя Шахтикока, сделанное им на конференции в Олбани в 1700 году. «Шахтикук, - сказал он, - было тем местом, которое было выделено для нас», предполагая, что могикане были первым и основным населением этой индейской общины.
Наконец, хотя и нечасто, встречаются упоминания о других речных индейцах, когда имеются в виду туземцы, живущие в верхней части долины Коннектикута. Во многом, отсутствие четкого понимания кто такие речные индейцы, связано с недостатком информации в колониальных отчетах того времени.
Результатом стало полное отсутствие ясности и точности в попытках историков приписать конкретную деятельность или участие в событиях определенного периода той или иной группе индейцев из верхней долины Гудзона.
Борьба за умы
Как только военные действия между могиканами и Союзом Пяти племен (ирокезами) полностью прекратились, многие могикане стали пробираться на север в Канаду и на запад к озеру Гурон, где они охотились на бобров, которых в долине Гудзона больше не осталось. В этих охотничьих экспедициях к ним присоединялись другие индейцы из долины Гудзона и они не всегда были мирными.
В июле 1678 года отец Бруяс доносил из земель могавков, что отряд «махинганов-тарактонов [могикане с Катскилла]» прошел через страну могавков с «двумя пленными алгонкинами», после того как губернатор Андрос «запретил этим индейцам [могиканам] вести войну в тех местах.”
Появление нового враждебного племени, которое совсем недавно вело войну с их врагами ирокезами, сильно обеспокоило французов из Канады. В сентябре 1684 года иезуит отец Жан де Ламбервиль, сообщал губернатору Новой Франции де ла Барре, что «шестьсот или семьсот мохеганов (Лупов [Волков]) готовятся прийти на помощь ирокезам», против которых французы планировали вторжение.
«Мохеганы», так француз записал имя могикан, специально уточнив, что это именно могикане, употребив в скобках их французское прозвище - Лупе (Волки). Трудно представить себе, что могикане могли выставить такое большое количество воинов в такой поздний период, даже если в это число были включены индейцы из Шахтикока.
Ламбервиль либо ошибался, либо преувеличивал количество противников, либо его информация была неверной. Скорее всего могикане служили в первую очередь разведчиками или, действовали небольшими рейдерскими группами, перехватывая французских индейцев, продвигавшихся к английским поселениям.
Между тем колониальные чиновники Нью-Йорка были обеспокоены о потенциальном влиянии, которое по их мнению, французы оказывали на неизвестное количество могавков, наряду с «северными индейцами и речными индейцами». Утверждалось, что французы пытались переманить этих туземцев на свою сторону, дав им землю и «4 форта» и «отдав власть вождю».
В ответ на это комиссары Олбани указали, чтобы местные индейцы «по возможности скрытно советовали и всячески поощряли возвращение индейцев, переехавших в Канаду, будь то могавки, северные индейцы или махикандры», с обещанием дать «землю под строительство фортов в месте или с частью какого-нибудь удобного места, и при желании с собственным управлением».
Попытки Нью-Йорка вернуть могикан из Канады в лоно английских колоний не увенчались немедленным успехом. На конференции с Пятью племенами ирокезов в августе 1687 года губернатор Донган попросил, чтобы «вы сделали все, что в ваших силах, чтобы открыть путь всем северным индейцам и махкандерам, которые перешли к Оттавам и другим народам, а я в свою очередь постараюсь сделать то же самое, чтобы вернуть их домой».
Донган предупредил ирокезов, что французы хотят сохранить беглецов в качестве союзников, «специально, чтобы объединить их другими народами против вас за ваше беспокойство».
Ответ ирокезов был информативен и ясно дал понять, что не все могикане были открыты для французских заманчивых предложений. Представитель могавков напомнил Донгану, что «махикандеры и другие речные индейцы», проживавшие в колонии Нью-Йорка, были, как и все ирокезы, «подданными Великого короля Англии, которых его Превосходительство может использовать к собственной пользе и отправить к Пяти народам, чтобы способствовать установлению мира».
В начале следующего года французские агенты, среди которых был отец-иезуит Франсуа Вайан (1646–1718), отправились в Олбани, чтобы «урегулировать разногласия» с Донганом. Оказавшись на месте, они жаловались, что на них напали «несколько индейцев, которых махинганы называли подданными властей Нью-Йорка». Эти индейцы были среди тех, «кто вернулся из Канады», очевидно, отвергнув приглашение, которое, возможно, направили французы, присоединиться к ним в их войнах против ирокезов.
Участие в войне против французов
Однако, губернатор Донаган еще до «исхода могикан» сам предпринимал попытки переманить индейских союзников французов. Еще в 1685 и 1686 годах, он дал разрешение на английские торговые экспедиции в земли племени оттава, намереваясь замкнуть на Олбани весь меховой трафик северных мехов из верхней Канады.
Ирокезы с энтузиазмом поддержали это начинание, поскольку оно давало им шанс стать посредниками в меховой торговле с индейцами Великих Озер, а кроме того лишало бы французов их верных союзников и экономической базы, ведь меха были главной статьей экспорта и доходов Новой Франции.
Раздраженные попыткой Донгана подорвать западную, меховую торговлю, французы решили силой положить конец конкуренции в борьбе за меха и заодно наказать ирокезов за рейды против своих поселений и своих индейских союзников.
В июне 1687 года около 2000 французов и индейцев двинулись против сенека, самого западного из ирокезских племен. Это положило началу массовых рейдов ирокезов против французских поселений в долине Св. Лаврентия (подробно о конфликте см. мою статью «Роковая война Франции против Союза ирокезов»).
Война французов с ирокезами очень удачно наложилась на войну Франции против Аугсбургской лиги (1688-1697), одним из членов которой была Англия. Ограниченное участие в этой войне приняли и могикане.
Летом 1690 года индейцы из Шахтикока участвовали в неудачном нападении на Канаду, организованном правительством колонии Нью-Йорк. Для этого похода вожди Союза Пяти племен обещали предоставить 1000 воинов из числа могавков и др. ирокезов, а также из числа подвластных им племен. Однако, эпидемия оспы в ирокезских деревнях серьезно подкорректировала эти планы.
Вместо большой экспедиции в рейд на Канаду отправился небольшой отряд во главе с Йоханнесом (Джоном) Шайлером, к которому присоединились около 120 могавков, онейда, онондага и индейцев Шахтикок. Целью рейда был город Виль-Мари, расположенный на острове Монреаль на реке Св.Лаврентия.
Когда англо-индейские рейдеры прибыли к Св. Лаврентию, Шайлер обнаружил, что его силы слишком малы, чтобы атаковать Виль-Мари, поэтому целью был выбран форт Ла-Прери у деревни Ла-Прери-де-ла-Магдален на южном берегу р. Св.Лаврентия напротив острова Монреаль.
Шайлер не имел достаточного влияние ни на своих людей, ни на индейских союзников, поэтому было допущено преждевременное нападение на французских колонистов, вышедших на уборку урожая. По разным оценкам было убито и скальпировано до 50 французов.
Элемент внезапности был утрачен, но Шайлер решил все же атаковать форт Ла-Прери. Однако, он «не смог добиться от дикарей согласия на помощь в бою». Получив отказ, Шайлер приказал убить почти 150 голов крупного рогатого скота французских поселенцев, а также сжечь все дома, амбары, стога и вообще "все остальное, что может гореть". После этой акции отряд рейдеров вернулся обратно в Олбани.
На следующее лето большой отряд могавков и «речных индейцев», среди которых были могикане, выступил с ротой колониальных ополченцев под командованием майора Питера Шайлера, брата Йоханнеса Шайлера, чтобы снова атаковать форт Ла-Прери.
Там, по слухам, французы собирали людей и припасы для похода на Олбани. 1 августа 1691 года в окрестностях форта Ла-Прери произошли две вооруженные стычки, в результате которых англо-индейский отряд численностью 266 человек потерял 21 «христианина», 16 могавков и 6 речных индейцев, в то время как они сами заявили о 200 убитых французах и их индейских союзниках.
Небольшая численность и разобщенность общин могикан, раскиданных по Гудзону с севера на юг от Шахтикока до Катскилла и на восток к реке Хусатоник, не позволяла им участвовать на главных ролях в этом и последующих военных конфликтах 18 века в Северной Америке.
Кроме войны, в 90-е годы 17 века могикане были задействованы в посреднической миссии с шауни, а также в движении по раннему освоению долины реки Огайо, но об этом мы поговорим во второй части статьи "История могикан. 17 век заканчивается"
Источник: From Homeland to New Land: A History of the Mahican Indians, 1600-1830
Если вас заинтересовала история племени могикан, то вы можете прочитать другие статьи этого цикла:
1 Часть - Ландшафт и окружающая среда // 2 Часть - Первый контакт. Впечатления сторон// 3 Часть - Впервые на карте// 4 Часть - Где и в чем жили могикане// 5 Часть - Численность и эпидемии.// 6 Часть - Соседи. 7 Часть - Этнография без выдумок// 8 Часть - Бобровая война не из-за бобров. Часть 1// Бобровая война не из-за бобров. Часть 2// 10 Часть - Продажа Родины// 11 Часть - Война Кифта// 12 Часть - Профессиональные переговорщики и пушки для ирокезов// 13 Часть - Война Эзопус.// 14 Часть - Вторая война с Ирокезами. Начало// 15 Часть - Война с ирокезами. Поражение