Найти тему
Субъективный путеводитель

Забытая станция Мегри. Как Карабахская война изрубила железную дорогу?

На Крайнем Юге бывшего СССР, как и на Крайнем Севере (ссылка в конце поста), есть своя Мёртвая дорога - линия Ереван-Баку:

В отличие от Северной, Южная Мёртвая дорога не была великой стройкой коммунизма, а росла постепенно: в 1902 году первый поезд из Тифлиса пришёл через Александрополь в Эривань, а в 1908 линия была продлена через Нахичевань до Джульфы. Джульфа традиционно служила главными воротами в Иран, и в 1914 году паровозный гудок впервые зазвучал по ту сторону Аракса - у конечной станции в Тебризе по сей день стоит на постаменте сормовский паровоз...

С другой стороны, из Баку, в 1936 году железная дорога пришла на медные шахты Кафана. И наконец в 1939-41 годах рельсовое кольцо трёх столиц Закавказья замкнула линия Джульфа-Минджеван, в тогдашних реалиях заигрывания Реза-шаха Пехлеви с Гитлером ставшая ещё и рокадой вдоль пограничного Аракса. По такому назначению она послужила Советскому Союзу через считанные месяцы после запуска, когда Красная Армия с юга и британские войска из Индии совершили превентивную интервенцию в Иран. Но границу отодвинуть, несмотря на создание в 1945-46 годах аж двух марионеточных республик в Иранском Азербайджане, СССР тогда не смог, и в закрытой Железным занавесом стране магистраль так и осталась рокадой.

-2

По ней ходили довольно странные пассажирские составы, охранявшиеся особым формированием погранвойск - ротам сопровождения поездов, бойцы которых дополнительно проверяли пассажирам документы и дежурили в тамбурах, присматривая, чтобы кто не соскочил на пограничный забор. Из 6 таких рот на весь СССР в Закавказье находилось 4. По ночам же пассажирам не давали спать бесчисленные осветительные вышки.

Но движение было активным: из Баку в Ереван и Кафан, из Москвы в Нахичевань и Тегеран, да ещё и туристический вагон при всех сложностях сюда каким-то образом цепляли - возможно, для иностранцев, садившихся на специальном "интуристовском" вокзале в Джульфе. Сам этот участок принадлежал Азербайджанской железной дороге, и потому с распадом СССР фактически оказался бесхозным. Пассажирские поезда, пустые и побитые, ещё ходили до осени 1991 года, и в лучшем случае здесь по ним летели камни, а случались и поджоги, и грабежи. Последний товарный поезд проехал вдоль Аракса в 1992 году, а в 1993-м кончилось и служебное движение.

-3

Война, натурально, изрубила магистраль на куски, и подобно Северной Мёртвой дороге, Южная теперь состоит из нескольких совершенно разных участков. От Ервана до пограничной станции Ерасх лежат пути и раз в день, по бесполезному для туриста расписанию, ходит электричка. Нахичевань стала "островом" русской колеи, но не железных дорог в целом - ведь через Джульфу она по-прежнему сообщается с Ираном. В теории там есть электрички и дальний поезд на Мешхед, по стране формирования проходящий полсотни километров из 2000, но на практике, как я понимаю, и то и другое давно отменили. На востоке, в "материковом" Азербайджане, осталась полноценная железная дорога с ночным поездом до конечной, когда-то совершенно заурядной станции Горадиз, которым я не рискнул воспользоваться.

Ну а на юге Армении (включая Капан с его заброшенным вокзалом) и в "поясе безопасности" Карабаха пути по большей части разобраны, а местами и вовсе затоплены Худаферинской ГЭС на границе Ирана. Рельсы, столбы, провода и составы исчезли в плавильных печах Исфахана (или где у персов ещё металлургия есть?) в 2010 году. И лишь на берегу Аракса, в 4 километрах от города, может быть как неофициальный памятник, каким-то чудом уцелела станция Мегри:

-4

В заброшенном вокзале конца 1930-х годов - симпатичный интерьер:

-5

У путешественников есть традиция захаживать и в служебные комнатки, где валяется немало документов на русском языке с печатями давно расфомированных ведомств и Азербайджанской железной дороги.

-6

А вот плакат ко дню победы - и не скажешь так на глаз, в каком году повешен. Но логика подсказывает - что очень много лет назад:

-7

К чести армян, он цел и даже не завандален, хотя сама станция Мегри растворяется в забвении буквально на глазах. Совсем недавно кто-то расколошматил памятник Степану Шаумяну - и это странно, ведь армяне не поднимают руку на исторических армян.

-8

Ещё более недавно сгорела мотриса, слегка переделанная "асодина" (АС1А), на которой, вероятно, пограничники продолжали ездить вдоль забора вплоть до ликвидации рельс.

А вот жизнеутверждающая скульптура да маневровый ТГМ, успевший поработать здесь считанные годы (если не месяцы) - пока ещё стоят. От других же станций на 40-километровом участке армяно-иранской границы не осталось, кажется, и вовсе ничего:

-10