Найти в Дзене
Строительный мир

О крахе одного из самых амбициозных чешско-российских энергетических проектов

Оглавление

В России насчитывается около 185 ТЭС с установленной мощностью от 250 МВт; на территории Ямало-Ненецкого АО находится лишь одна подобная электростанция — Уренгойская ГРЭС мощностью 530 МВт.

В 2012 году на Ямале стартовал очередной масштабный строительный проект — возведение ТЭС «Полярная». Объект должен был снабжать энергией не только Салехард, но и юг Тюменской области. Установленная мощность электростанции — 268 МВт.

© cupp.ru
© cupp.ru

В местной прессе о проекте тогда говорили с приставками «масштабный», «грандиозный», «уникальный», «важнейший»; шуму было немало. Впервые серьезно о будущей стройке заговорили в 2009 году, представив соответствующий проект; через год было подготовлено ТЭО, а в 2011-ом получено одобрение властей и начаты предварительные работы на стройплощадке.

Тревожные звоночки

Запустить первую газовую турбину обещали уже в 2013 году, еще две мощностью по 74 МВт и одну паровую турбину (90 МВт) — к 2014-му.

Инициатором проекта выступала Энергетическая компания «Урал Промышленный — Урал Полярный», принадлежащая на четверть ОАО «Корпорация Развития» (остальная часть — Galileo Investments S.A., зарегистрированной в Люксембурге), которая в будущем и должна была стать оператором ТЭС. Акционером «Корпорации Развития» являлось государство в лице пяти субъектов федерации.

Компания вела сразу несколько крупных строек в рамках большого проекта «Урал промышленный — Урал Полярный», самая масштабная из которых — Северный широтный ход — железная дорога протяженностью 707 км от Обской до Коротчаево.

Строительство ТЭС «Полярная» оценили в 17 млрд рублей, большая часть суммы — заемные средства. Кредитором выступил Чешский экспортный банк, поставив при этом условие, что генподрядчиком должна быть чешская компания PSG International.

В итоге до 2015 года европейская финансовая организация выделила 10,2 млрд рублей, в остальной сумме уже не было необходимости, так как проект заморозили.

Тревожные звоночки стали поступать уже в первый год стройки, когда в СМИ просочилась информация о заявлении, направленном на имя главы СК РФ с просьбой о возбуждении уголовного дела против руководителей ряда компаний, участвовавших в строительстве моста через Надым.

© pravdaurfo.ru (Бывший генеральный директор «Корпорации развития» Александр Белецкий)
© pravdaurfo.ru (Бывший генеральный директор «Корпорации развития» Александр Белецкий)

Среди упомянутых значился и руководитель «Корпорации развития» Александр Белецкий. По утверждению заявителя, перечисленные лица совершили хищение бюджетных средств. Хотя подобные обвинения в адрес компании звучали и раньше.

Сроки сдвигаются, кредиторы беспокоятся

В 2013 году вместо Белецкого гендиректором назначен Сергей Маслов. С того момента начали всплывать не очень приятные для чешских кредиторов подробности. Выяснилось, что деньги утекали в разных, чаще — неизвестных направлениях. Проект нуждался в новых вливаниях.

Оборудование для ТЭС купили по завышенным ценам, причем б/у, выпущенное еще в конце 1970-х. С учетом реконструкции, купленные за 1,8 млрд рублей газотурбинные установки обошлись в полтора раза дороже новых. Об этом, ссылаясь на свои источники, в 2014 году писала газета «Коммерсантъ».

В результате финансовых проблем в 2013-ом проект заморозили. Хотя официально говорили о временной приостановке, связанной с вопросом документации. В 2014 году руководитель ОАО «Корпорация Развития» сообщил депутатам Тюменской областной думы, что компания не собирается бросать проект и он будет продолжен в самое ближайшее время.

© cupp.ru (Стройплощадка ТЭС "Полярная")
© cupp.ru (Стройплощадка ТЭС "Полярная")

Сдать объект в эксплуатацию пообещали в 2015 году, однако позже сроки сдвинули еще на год. Но в том же 2015-ом стало понятно, что никаких движений в сторону окончания стройки не сделано, хотя «Корпорация развития» и сообщала о возобновлении проекта.

К тому моменту объект завершили лишь на 65%. По инициативе чешского генподрядчика договор с заказчиком был расторгнут. PSG International попросту перестала получать деньги по контракту.

Заявления чиновников разного ранга, включая губернатора ЯНАО Дмитрия Кобылкина, а также профильных министерств о нецелесообразности стройки, поставили, казалось, окончательный крест на проекте.

Хотя глава региона и уточнил тогда, что к возведению электростанции могут вернуться в будущем. В 2017 году представители «Корпорации Развития» заявляли о возможном возобновлении работ, но многие эксперты отнеслись к этому скептически, в чем оказались правы.

Урок чешским кредиторам

Чешский экспортный банк прекратил выдачу кредитов на реализацию проекта в 2015 году. Гендиректор «Корпорации развития» Сергей Маслов тогда связал это с санкциями Евросоюза. Но все-таки причина была в другом. Выделять средства на полумертвый проект, с осознанием возможного невозврата уже вложенных средств, чехам, разумеется не хотелось.

© cupp.ru (Стройплощадка ТЭС "Полярная")
© cupp.ru (Стройплощадка ТЭС "Полярная")

Кредитор оказался в тяжелом финансовом положении из-за участия в российском проекте. Сложившуюся ситуацию в 2015 году даже пришлось обсуждать главам двух государств, Чехии и России, на встрече в Москве.

В 2016 году ЭК «Урал Промышленный — Урал Полярный» признали банкротом. Претензии компании предъявило шесть кредиторов, самым крупным из которых и был Чешский экспортный банк. Надежд у последнего на возвращение кредита с каждым годом становилось все меньше. К слову, они до сих пор через российские суды ведут разбирательства по этому делу. Хотя некоторые в адрес чехов говорят — сами виноваты.

Дело в том, что договор займа чешский банк с российской компанией заключил, осознанно пойдя на возможные риски, польстившись весьма выгодными условиями. Поэтому в виде исключения не стал подстраховываться залогом на недвижимость.

Залогом стало оборудование ОАО «Корпорация Развитие». Но его суммарная стоимость, как сообщалось летом 2020 года — чуть больше 2 млрд рублей. Например, стартовая цена на аукционе за газотурбинные установки, купленные за 1,8 млрд рублей, составила около 700 млн рублей с возможностью понижения на 30%.

Интересно, что в роли залога фигурирует в договоре и участок, на котором производилось строительство ТЭС, но оказалось, что он заемщику не принадлежит. А главное, что по договору кредитная организация должна была предоставить средства заемщику только после того, как будут предъявлены контракты о поставке электроэнергии с будущей ТЭС. Но таких контрактов банк не увидел, а деньги перевел.

Здание Чешского экспортного банка в Праге
Здание Чешского экспортного банка в Праге

К тому же серьезно были нарушены условия договора о страховании, в результате чего страховая компания выплатила лишь 20% от положенной суммы. Чешскому экспортному банку пришлось обращаться за помощью к правительству совей страны. Однако эксперты (как российские, так и европейские) в сложившейся ситуации кредиторов винят не меньше заемщиков.

Интересно, что сегодня в некоторых списках ТЭС «Полярная» значится в числе перспективных российских мегапроектов, но скорее — это уже история, которая останется в прошлом. В Правительстве ЯНАО и в Департаменте тарифной политики, энергетики и ЖКХ нам сообщили, что возобновление проекта не планируется.

«Дополнительная потребность в электрической мощности в Салехардском энергоузле Северного энергорайона Тюменской энергосистемы отсутствует, в том числе в связи с присоединением Салехардского узла к централизованному электроснабжению», — заявили «Строительной России» в Правительстве Ямало-Ненецкого АО.

Читайте: Трансграничный железнодорожный мост: российско-китайский долгострой. Вернее, российский